Кэндо Кэндо является самой старой и наиболее популярной воинской дисциплиной, истоки которой кроются в тренировочных поединках на макетах боевых мечей (в настоящее время не считается воинским искусством). Подвох кроется в том, что синай - бамбуковый меч и меч ни- хон-то - слишком разные. И вследствие этого навыки фехтования, полученные в кэндо, не могут непосредственно быть использованы человеком, взявшим в руки после бамбукового настоящий меч. Нужна адаптация, привыкание к другому оружию. Кроме этого в кэндо строго ограничены зоны поражения тела человека (их всего восемь). Поэтому искусство кэндо насчитывает семь рубящих ударов и один колющий, выполняемый под маску, в защитный язычок, прикрывающий шею. Вместе с ударом правила требуют громко выкрикнуть название места, куда этот удар наносится.
Но кэндо и не спорт. И хотя схватки в нем проводятся регулярно, это всего лишь малая часть того, что на самом деле представляет собой эта дисциплина. Для адепта кэндо, ежедневно занимающегося тренировкой духа и тела посредством синай, соревновательные поединки всего лишь тесты, во время которых он не имеет желания ни проиграть, ни выиграть. Бойцы, во что бы то ни стало стремящиеся к победе, не могут считаться кэндоистами, они всего лишь играют в кэндо!
В кэндо введена система данов (разрядов). Ученик должен пройти через шесть ученических ступеней — кю. После этого он вправе рассчитывать на первый мастерский дан. Всего в кэндо десять данов и, чтобы приблизиться к вершинам мастерства, может не хватить всей жизни.
Поскольку кэндо - Путь меча, то главный элемент в этой боевой дисциплине - бамбуковый меч - синай. Его название возникло от глагола «синау» (гнуться). Бамбуковый меч в момент удара амортизирует и не может нанести фатальной травмы. Он состоит из четырех подогнанных друг к другу бамбуковых пластин с обеих сторон, помещенных в мягкие чехлы. Небольшой чехол на конце — сакигава — смягчает колющие удары и стягивает концы пластин. Рукоять — цука - это длинный чехол, оканчивающийся кожаной цуба диаметром 8 см. Между собой чехлы соединены желтой проволочной тетивой, проходящей вдоль пластин и обозначающей обух клинка. Чтобы она не сбивалась в сторону, а пластины во время удара не деформировались, клинок синай в рабочей точке стянут обвязкой.
Одежда кэндоиста состоит из куртки кэйкоги, имеющей на груди одну пару завязок, и штанов хака- ма. Хакама называют штаны-юбка за их необъятную ширину, благодаря которой от противника скрыты перемещения ног.
Защитное снаряжение кэндоиста — богу — состоит из шлема мэн, кирасы до, перчаток котэ и трех защитных пластин, находящихся на одном поясе тарэ. Тарэ закрывает промежность и бедра.
Зал для занятия кэндо - додзё, называется так, потому что в буддийских храмах одноименные залы для медитации использовались монахами и для тренировок в боевых искусствах. Основное требование - деревянный гладкий пол.
Схватки в кэндо проводятся на квадратной площадке со сторонами 9x11 м. Стандартное время поединка 5 минут, дополнительное в случае необходимости 3 минуты.
Иай-до
Техника мгновенного обнажения меча с последующим рубящим ударом, выполняемая одним движением, появилась достаточно давно. При этом до конца не ясно, появилась ли она потому что мечи стали носить за поясом лезвием вверх, а это исходное положение для проведения такого приема, либо мечи стали так носить, потому что техника эта уже была изобретена и доказала свою практичность. Победа одним ударом (ее еще называют иай-до), первоначально именовалась иай-дзюцу и была жизненно необходимым навыком
самурая, сохраняющим ему жизнь во многих ситуациях. Поэтому выхватывание меча отрабатывалось самозабвенно, до полного автоматизма. Но наступили мирные времена, и это некогда боевое искусство превратилось в До (Путь).
Современные задачи, решаемые с помощью иай-до — это тренировка невозмутимости сознания и полной концентрации на своих движениях.
В иай-до мастерство наращивается длительным и тщательным повторением точных движений вначале в медленном темпе, а по мере совершенствования — ускоряющемся.
Тренировки проводятся с копией японского меча (сначала незаостренного). По мере роста мастерства переходят к работе с острым мечем.
Иай-до - это множество формальных ката, имитирующих различные жизненные ситуации. Они выполняются в одиночку (разрубленные противники и реки крови лишь подразумеваются). Многочисленные требования ритуала и этикета пронизывают все действия иай-до и создают целый спектакль из такой ситуации, в которой средневековый самурай, практикующий иай-дзюцу, мимоходом рубанул мечом, стряхнул кровь и пошел бы дальше. Но подобные ритуалы являются веянием нового времени и их задача превратить это, некогда боевое искусство, в исключительно духовную дисциплину.
Батто-дзюцу
Батто-дзюцу является синонимом иай-дзюцу. Это направление возникло в 1873 г., когда была открыта специальная школа для под
готовки воинских кадров. Дело в том, что в то время была введена всеобщая воинская повинность, и в армию пришли люди, не имевшие понятия о воинских дисциплинах. Одним из курсов этой школы было обучение приемам владения армейским мечом, в том числе и приемам реального разрубания различных предметов, берущим свое начало от официальных тестов испытания новых клинков.
Для широкого круга желающих этот стиль стал доступен в 1925 г., когда недовольный формальностью иай-до Тояма Гакко объявил о создании своей школы Тояма Рю, в основу которой легли методические наработки, сделанные Тоямой в армейской школе. Здесь не используются извлечение меча из неестественных, искусственно усложняющих задачу положений, практикуемые в иай-до, а ритуалы сведены к элементарной вежливости.
Кроме этого, само пробное разрубание настоящим мечом позволяет реально ощутить, что оружие, находящееся в руках — боевое. Чтобы подчеркнуть это, в названии боевого искусства сохранен термин дзюцу. Но вместе с тем это не прикладная дисциплина, она так же ориентирована на путь самосовершенствования тела и духа, только дорога эта имеет свою специфику.
Все три перечисленных направления — главное наследие прошедших бурных эпох, где умение фехтовать было жизненно необходимым. Стоит еще упомянуть о фехтовании ниндзя, так превозносимом различными новоявленными сэнсэями внезапно возродившихся в огромном количестве ниндзя-кланов и школ. На самом деле все, что они показывают, опирается на самурайские школы фехтования, кроме разве что китайской манеры крутить вокруг тела клинком восьмерки, так лихо смотрящиеся с телеэкрана.
Непрерывность традиции
Фехтование японским мечом и, в более широком смысле, японские боевые искусства пережили взлеты и падения в своей долгой истории, преодолели все кризисы, связанные с преобразованием японского общества. Это произошло потому, что традиция, связывающая поколения жила в мастерах боевых искусств и продолжалась из поколения в поколение.