В эпоху гражданских войн XV- XVI веков, к началу которых принципы японского фехтования были уже достаточно хорошо оформлены, в Японии появились мастера фехтования, известные всей стране. Каждый из них, как правило, свою карьеру начинал с изучения нескольких стилей фехтования и проверки своих способностей, путешествуя по стране и участвуя в многочисленных поединках. Это был жесткий естественный отбор, пройти через который смогли немногие. Но прошедшие, посвятившие всю свою жизнь изучению и совершенствованию искусства фехтования, в конце концов, приходили к собственному пониманию глубоких целей, задач и техники в фехтовании. Проникнувшись этим, они объявляли об открытии своей собственной школы фехтования и обзаводились учениками. Большинство из этих учеников так и не смогли, по меркам того времени, преодолеть даже среднего уровня (сейчас все они представляются виртуозами). И дело здесь не в технике владения мечом, а в том преобразовании духа, которое должно произойти в человеке, взявшем в руки боевой меч.
Наиболее полно отвечающая тем ситуациям, которые возникают на поле боя, техника такого преобразования была разработана в одном из направлений буддизма - секте дзэн. Медитируя и упражняя свое сознание адепты этого религиозного учения приучались не останавливаться (не сосредотачиваться) на каком-то отдельном факте или цели, предоставив все естественному течению событий, в причинно- следственную цепь которых мастер способен мгновенно вносить свои коррективы, чтобы затем вновь отдаться на волю этого течения.
Добиться таких духовных перемен в своем сознании, испытать однажды просветление, после которого жизнь и смерть не имеют значения, способны были очень немногие. Один из монахов, мастеров дзэн сказал: «Есть три вида учеников: те, кто в конечном итоге передают дзэн другим, те, кто ухаживает за храмами и святынями и те, кто служат мешками для риса и вешалками для одежды».
Один из знаменитых японских фехтовальщиков - Цудзи Гэттэн Сакэмоти (1650-1729 гг.), создавший стиль фехтования Мугаи Рю (динамичное фехтование с преобладанием атакующей техники), подчеркивал, что вся его система опирается на духовный аспект самосовершенствования: «Среди многих людей, достигших мастерства в деле, которому я обучаю, лишь очень немногие постигли дух и сущность искусства фехтования на мечах. Моя озабоченность... заключается в моем стремлении навечно сохранить его внутреннюю ценность таким образом, чтобы и через сто лет оно могло приносить пользу... Отличное состояние меча и его правильное использование зависят от человека, в руках которого он находится».
Японское фехтование в наши дни
Современное фехтование японским мечом разделилось на несколько направлений, истоки которых восходят к XVII веку. Именно с этого времени в Японии на длительный период воцарился мир. Чтобы понять современную специфику японского фехтования, необходимо иметь представление о каждом из этих направлений, потому что каждое из них является лишь частью того, что некогда было единым целым.
В мирное время боевое использование меча исключалось, а чтобы сохранить традицию и навыки владения оружием и в то же время приспособить это искусство к требованиям преобразованного японского общества, была разработана новая концепция. Она получила название «До» (Путь). Сущность ее заключается в том, что в процессе долгих и упорных тренировок с оружием человек учится побеждать не внешних врагов, а себя самого. Парадокс заключается в том, что, ежедневно преодолевая усталость и боль, стремясь на каждой последующей тренировке быть лучше, техничнее — человек учится быть целеустремленным, волевым и уверенным в себе. А испытывая на себе адекватность своего воздействия на партнера, он учится быть гуманным. До опирается на постулаты дзэн-буддизма и кодекс «бусидо», тот самый, который во времена всеобщего разброда и нравственного падения возник, как мечта об идеальном воине. В свое время он, как десять заповедей христианства, обозначил теоретическую модель поведения самурая. И как это часто бывает в жизни, был достаточно далек от ее реалий. В концепции Пути он принят в качестве последней инстанции, дающей ответы на все вопросы, возникающие на жизненном пути. И в то же время «бусидо» служит тем мостом, с помощью которого современный человек может ощутить себя гордым носителем традиций классических, совершенных воинов средневековой Японии.