Особенности техники
Техника работы с японским мечом значительно отличается не только от практики европейских мастеров фехтования, но и от техник, практикуемых в других странах Дальнего Востока. Прежде всего, это относится к двуручному хвату. (Возможно поэтому из арсенала самураев очень давно исчезли индивидуальные щиты, хотя у древних воинов Ямато, вооруженных прямыми мечами дзёкото, они были!)
Рукоять японского меча — достаточно длинная, овального сечения, удобно охватывается кистью руки. В различных школах фехтования возможны некоторые индивидуальные нюансы, но базовый хват заключается в следующем: правая рука охватывает рукоять впереди, отступая несколько сантиметров от цуба, левая охватывает рукоять сзади, при этом навершие рукояти (ка- сира) упирается в основание ладони левой руки. Пальцы обеих рук, охватывая рукоять, действуют в такой последовательности. Мизинцы и безымянные пальцы слегка сжимают рукоять (сильное сжатие ведет к «закрепощению» хвата), средние пальцы не сжимают, а только слегка напряжены и так же охватывают рукоять. Указательные и большие пальцы без напряжения охватывают рукоять, при этом большие пальцы обеих рук направлены вниз. Указательные пальцы так же охватывают рукоять, не распрямляясь. Расстояние между большим и указательным пальцами небольшое.
Локти слегка согнуты, руки, начиная от плеч, не должны быть напряжены. Но меч при этом удерживается так, чтобы его нельзя было выбить внезапным ударом.
Предплечья во время удержания стремятся стать как бы продолжением рукояти, отчего ладони располагаются на ней диагональным хватом.
Руки при охвате рукояти во время выполнения техники фехтования выполняют различную работу. Правая, расположенная недалеко от цуба, играет роль опоры рычага, каким можно представить себе меч. Эта рука ведет меч к цели и играет роль шарнира во время приложения усилия (на торец рукояти) левой рукой.
Например, при рубящем ударе сверху вниз, правая рука ведет меч по дуге вниз, а левая в это время чуть подводит торец рукояти к животу. В результате рабочая часть клинка получает дополнительное ускорение, и секрет молниеносности рубящего удара заключается в совокупности этих движений, в результате которых центр вращения меча лежит на рукояти между сжимающими ее руками.
На завершающей фазе рубящего удара, в момент непосредственного рассекания, кисти рук, удерживающие рукоять, совершают скручивающее движение навстречу друг другу, как бы «выжимая тряпку». Это движение сводит точки приложения усилий, передающихся руками на рукоять, располагая их по оси клинка, синхронизирует действие рук и служит в конечном итоге более полной передаче импульса, созданного всем телом фехтовальщика, рабочей части клинка.При колющем ударе упор рукояти в основание ладони левой руки позволяет перестраховаться от проскальзывания рук вперед вдоль рукояти в момент соприкосновения меча с телом противника и способствует нанесению укола с максимальной силой.
Именно такой специфический хват рукояти японского меча обусловил еще одну особенность фехтования. Японский меч в процессе всех манипуляций, производимых им во время фехтовального поединка, находится под жестким контролем. Вместо «проносных» инерционных ударов, когда меч проходит по заданной траектории как бы сам собой и лишь в конце ее, когда запас энергии иссяк, можно изменить направление движения (что характерно для большинства стилей фехтования), японский меч контролируется в любой точке траектории и в опытных руках способен мгновенно остановиться (на этом основан трюк, когда разрубается какой-либо мелкий предмет на голове у партнера) или непредсказуемо для противника изменить направление движения. При этом движения мечом могут выполняться с большей или меньшей амплитудами, но они одинаково молниеносны.
Извлечение меча (нукицукэ)
Поняв техники удержания японского меча и нанесения им поражающих ударов, стоит обратить внимание на технику приема, с которой начинается и заканчивается поединок: извлечение клинка из ножен и вкладывание меча в ножны. При этом имеются в виду мечи, носимые за поясом лезвием вверх — катана и вакидзаси. Мечи тати, за исключением некоторых элементов, свойственных технике извлечения любого японского меча, обнажаются так же, как и сабли.
Только в Японии выработался своеобразный ритуал, следуя которому все фехтовальщики, к какой бы школе они ни принадлежали, извлекают меч одинаково. Пришли к этой технике методом проб и ошибок, которые оказались последними в жизни неудачников, выхватывавших меч позднее, чем их противники. Техника эта уникальная, позволяющая по кратчайшей траектории выхватить оружие и нанести молниеносный упреждающий удар.
Извлечение меча нукицукэ начинается с того, что левая рука охватывает ножны в районе устья на таком расстоянии, чтобы большой палец, согнувшись, уперся в цуба. В Японии такая позиция, если она не была вызвана необходимостью, рассматривалась как крайне враждебная и неуважительная по отношению к окружающим. Правая рука охватывает рукоять, как обычно, чуть выше цуба и начинает вращать меч в ножнах, отклоняя лезвие от себя.
Кисть левой руки, охватывающая ножны, сохраняет свое первоначальное положение, ножны в ней прокручиваются до тех пор, пока не отклонятся от вертикали примерно на 45°. С этого момента пальцы надежно захватывают ножны, помогая правой руке продолжать вращение, а большой палец, распрямляясь, помогает преодолеть первоначальное «приклинивание» запорной муфты клинка (хабаки). Во время этого движения большой палец левой руки оказывается в стороне от острого лезвия извлекаемого меча, что предохраняет его от порезов.
К моменту выхода из ножен меч, благодаря тому, что продолжал проворачиваться, занимает горизонтальное положение с лезвием, направленным от себя.
Из этого положения правой рукой меч выдвигается горизонтально по круговой траектории (острие на уровне плеч) до тех пор, пока острие не станет «смотреть» строго вперед. Это движение — упреждающий горизонтальный рубящий удар, совершаемый без предварительного замаха. Возможность его нанесения определила стиль ношения меча - лезвием вверх.
Рубящий удар (кирицукэ)
Возможны и другие варианты ударов, адекватные создавшимся ситуациям. В частности возможен замах над головой (фурикабури) с переходом на двуручный хват. Перевод меча в положение над головой начинается с поворота запястья удерживающей (правой) прямой руки, при котором клинок меча переводится острием назад, за спину, с левой стороны головы. Прямая рука возносит рукоять над головой, чуть сгибаясь в заключительной фазе. По мере движения рукояти вверх клинок меча приближается к вертикали, проходящей через центр головы, и разворачивается лезвием вверх. В заключительной фазе движения левая рука охватывает рукоять в области касира. Меч занимает исходное положение для вертикального режущего удара (кириороси) вверху над головой, локти широко расставлены, цуба на уровне затылка, острие клинка направлено под углом вниз.
При вертикальном движении меча вниз локти вначале сводятся, увеличивая радиус движения рабочей части клинка, а в момент рассекания клинок оттягивается на себя, совмещая рубящий и режущий удары.
Стряхивание крови (тибури)
После боя, перед вкладыванием меча в ножны, совершается ритуал удаления крови с клинка (тибури). Это движение ритуалом называется потому, что на самом деле не имеет значения, есть на лезвии клинка кровь или нет. Это просто часть этикета самурая, исполняемая в любом случае. Клинок может быть протерт, при протягивании его одним движением через удерживаемый левой рукой кусок бумаги или ткани, заранее припасенный для такого случая. Так делали в старые времена при использовании меча по прямому назначению. Такой метод удаления крови имитируется постоянно, являясь одной из манипуляций, предшествующих вкладыванию меча в ножны.
Это же действо может совершаться резким встряхиванием меча. В этом случае капли крови срываются с полированной поверхности клинка. Так, наверное, поступали средневековые щеголи. Одержав победу в поединке, они, удерживая меч правой рукой, подносили рукоять к правому виску. Клинок опускался за плечо, острием вниз. Пальцы распрямлялись, а меч удерживался только большим пальцем. Левая рука придерживала ножны. В следующий момент правая рука начинала вести меч в вертикальной плоскости вперед, при этом мизинец, безымянный и средний пальцы слегка сжимаются, придерживая рукоять, а меч проворачивается в ладони плашмя, лезвием наружу. Рукоять меча в расслабленной кисти во время движения совершает неполный поворот, чем достигается дополнительное ускорение движения клинка. Меч резко останавливается, когда острие клинка почти достигает земли. При этом плоскость рукояти упирается в основание большого пальца, а остальные пальцы сгибаются и надежно фиксируют меч в этом положении.
Вкладывание меча в ножны (ното)
Это движение, в отличие от описанных ранее, совершающихся с молниеносной быстротой, выполняется медленно. На это существует две причины.
- Во-первых, вкладывая меч после настоящей схватки, самурай оставался тем не менее настороже, контролируя обстановку вокруг себя. Недаром старая японская поговорка гласит: «Победив, затяни покрепче завязки шлема!», буквально — победив, не теряй бдительности и ожидай новых схваток.
- Вторая причина - это стремление предохранить устья ножен (ко- игути) от повреждения. Коигути не должно иметь царапин, которые могут появиться при небрежном вкладывании клинка. В старые времена одним из критериев высокого мастерства самурая в фехтовании служило отличное состояние коигути.
Исходное положение ното — левая рука охватывает устье ножен, повернутых примерно на 45° от вертикали, большой и указательный пальцы образуют в воздухе кольцо перед коигути.
Клинок меча, совершая движение по траектории восьмерки перед собой, в конечном итоге быстро и аккуратно ложится обухом на кольцо из пальцев. Лезвие клинка также отведено на 45° наружу, место соприкосновения клинка с пальцами немного отступает от цуба. Сам меч находится в горизонтальном положении, рукоять - перед фехтовальщиком, направлена от его корпуса под углом 45° вправо.
Далее клинок движется параллельно земле в правую сторону, сохраняя угол 45° относительно корпуса (как бы повторно извлекаясь из ножен до тех пор, пока острие не достигнет кольца из пальцев). В старые времена это движение означало вытирание крови с клинка, при этом большим и указательным пальцами прижимали к клинку с обеих сторон куски ткани или бумаги, определенное количество которых самурай держал всегда при себе для подобных целей.
Острие, лежащее на пальцах, опускают до совмещения с внутренней полостью ножен и, аккуратно вставив в нее, продолжают вводить клинок внутрь. Плоскость клинка при этом отклонена от корпуса по- прежнему на 45°. Когда цуба коснется пальцев левой руки, они сопровождают ее до завершения процесса вложения. После этого большой палец левой руки накладывается на цуба и дожимает меч, фиксируя его в ножнах. Левой рукой ножны поворачиваются, приводя клинок в положение лезвием вверх.
Можно было бы конечно описать еще множество вариантов различных манипуляций мечом: удары, блоки, переходы в различные стойки, не оставив без внимания дыхание и движение ног. Но все это выходит за рамки данной статьи, цель которой показать своеобразие японского меча и методов
обращения с ним.
А чтобы почувствовать такое своеобразие, вполне достаточно совершить последовательно все описанные манипуляции с мечом, в изложенном выше порядке. При этом стойка фронтальная, спина выпрямлена. Ноги на ширине плеч, правая чуть впереди, левая сзади. Стопа правой ноги опирается всей плоскостью, у левой стопы пятка чуть приподнята. Ноги готовы скользящими шагами перемещаться в любую сторону.
Таким образом, можно каждый день совершать утреннюю разминку, совершенствуя свой дух и волю, выполняя такое ката (совокупность формальных упражнений), если не настоящим мечом, то хотя бы его деревянным макетом - боккэном. Правда, в этом случае, наличие ножен следует просто себе представить.
И последнее. Взяв в руки японский меч, преисполнитесь чувством собственного достоинства, и пусть оно не покидает вас никогда.