У каждого самурая, независимо от уровня фехтовальной подготовки, находился меч, являвшийся знаком социального статуса его владельца. Эти мечи, конечно, были несколько проще тех, которые берегли как реликвию и даже не решались использовать в бою.
В XIII веке, до нашествия монголов мечи оставались такими же. Но монгольский доспех, усиленный металлическими пластинами, потребовал увеличения ударной мощи японского меча. Для этого пришлось увеличить длину клинка (до 90 см) и ширину. Острие клинка (киссаки) стало
более короткий меч - утигатана. Его носили заткнутым за пояс лезвием вверх. Изгиб клинка переместился в рабочую часть, ближе к острию. Такая кривизна клинка называется сакидзори («изгиб вверху»). Теперь меч можно было мгновенно выхватить и нанести упреждающий удар, что способствовало значительной его популярности.
Мечами одати стали называть все мечи с клинками длиннее 75 см. При этом длина рукояти новых одати по сравнению с ранними мечами XIV века была увеличена.
Мечи утигатана были разделены на катана (клинок более 60 см) и вакидзаси («меч-спутник») - более короткий. Вместе они стали составлять пару мечей - дайсё, которая в наши дни известна как знак принадлежности к сословию самураев. Вакидзаси был личным оружием самурая, постоянно находящимся
широким и приобрело форму, в упрощенном виде известную сейчас как танто. В точке ёкотэ, месте перехода ха-саки (режущей кромки лезвия) в фукура («вздутие») - режущую кромку вершины клинка, вместо плавной округлости обозначился резкий угловатый переход. Такая форма хвостовика улучшила пробивающую способность клинка и в то же время усилила само острие. Она получила название икуби-киссаки («шея дикого кабана»).
В XIV веке появились мечи одати (большой тати) с клинками от 1 до 1,5 м. Такие мечи, являвшиеся штатным оружием пехоты, появились в ответ на увеличение числа ассигару, вооруженных длинными копьями. Эти мечи носили в ножнах за спиной или на плече. Но в то же время увеличилось и число мечей с длиной клинка менее 70 см, которые были невысокого качества и являлись вспомогательным оружием ассигару.
XVI век ознаменовался особо кровавыми междоусобными войнами и борьбой за власть. Спрос на оружие резко возрос, и это сказалось на ухудшении его качества. Кузнецы (за исключением самых знаменитых), в стремлении удовлетворить потребности рынка, изготавливали мечи посредственного качества, но в значительно больших количествах.
Последняя четверть XVI века явилась заключающей стадией в борьбе за объединение Японии. В 1588 г. была объявлена «охота за мечами», в ходе которой все оружие у гражданского населения отбиралось и уничтожалось. Отныне война стала исключительно прерогативой потомственных буси. Огнестрельное оружие, массовое изготовление которого началось в Японии, изменило тактику боя, определив конным отрядам самураев вспомогательную роль — поддержку пехоты. Мечи этого периода отличаются некоей универсальностью, они одинаково удобны для нанесения как колющего, так и рубящего ударов. Они выполнялись с небольшим равномерным изгибом с наибольшей величиной в середине довольно широкого клинка. Острие клинка (кассаки) широкое, что важно для рубящего удара. Мечи тати почти перестали изготавливать, а старые укорачивали, приспосабливая к новым требованиям. Но во время корейской кампании (1592-1598 гг.) авангард японской пехоты вновь вооружили очень длинными мечами (с клинками длиной 150-180 см). Такие мечи стали называть о-тати, а старые, более короткие котати. Вот что о них говорится в корейском трактате XVII века «Муйе Добо Тонгжи». «Длина клинка равняется пяти футам, а полосы меди, защищающей клинок (хабаки — запорная муфта клинка), достигает одного фута. Общая длина меча составляет шесть футов и пять дюймов, включая рукоять длиной один фут и пять дюймов... Когда японские солдаты танцевали (очевидно передвигались настолько легко, что это можно было сравнить только с танцем — прим. авт.) с мечами, ослепительный блеск их клинков завораживал наши армии. Прыгая на целый фут и больше вперед (вероятно выполняя стремительные выпады), они одним ударом разрубали мечи наших солдат. Это удавалось им по той причине, что их мечи были острее, и они держали их обеими руками, вкладывая в них больше силы...» Там же говорится: «Японские мечи настолько прочные и острые, что никакие китайские мечи не могут сравниться с ними». В другом трактате написано: «Японские солдаты настолько мужественны и отважны, что им не ведом страх смерти. В любом бою они смело маршируют вперед и танцуют голыми (у ассигару практически не было защитных доспехов, что компенсировалось легкостью и маневренностью при перемещении - прим. авт.), держа в руках мечи длиною по три фута. И никто не в силах противостоять им».
XVII век ознаменовался началом объединения страны, вслед за которым последовал 250-летний период мира, на протяжении которого потребность в мечах постепенно уменьшалась. К этому времени буси составляли примерно 10% населения (примерно около двух миллионов человек). В их среде по приблизительным подсчетам было собрано около 5 миллионов единиц холодного оружия, невостребованного для практического применения.
Хотя в то время искусство фехтования достигло своего совершенства, но из-за отсутствия практического применения оно становится уделом немногих энтузиастов.
К началу XIX века искусство изготовления клинков японских мечей свелось к изготовлению простых прямых клинков архаичной формы. Попыткой выйти из этого кризиса было обращение в 1804 г. кузнеца Кавабэ Масанадэ к мастерам-оружейникам. В нем он выразил свои опасения, связанные с утерей искусства предков. Обращение оказалось действенным, возобновился интерес к старым технологиям и формам, и в первой половине XIX века вновь стали изготавливать мечи, схожие со старыми образцами, но, к сожалению, более легкие.
Фехтование на боевых мечах ушло в далекое прошлое, и сохранились лишь отдельные его элементы, выполняемые учеником без партнера, боевая сущность которых скрылась за многочисленными ритуалами, их сопровождающими.

Японские мечи: система фехтования вчера и сегодня - Японские мечи
Содержание материала
Страница 3 из 6
- В.Кленкин
- Вооружение
- Просмотров: 18354