Начало Великой Отечественной войны способствовало ускорению работ по реактивной артиллерии, так как возникла насущная необходимость решения не учебных, а практических боевых задач с максимальной эффективностью.
Начало массового производства ракетных снарядов повлекло за собой создание большой кооперации предприятий на большей части Советского Союза и было организовано в связи с началом Великой Отечественной войны. Производство реактивных снарядов реактивной артиллерии создавалось заново, промышленность в целом не обладала кадрами, знакомыми с производством снарядов данного типа (исключение составляли два завода). Соответствующему управлению и военным представительствам, как заказчику, приходилось брать на себя не только роль контролера-приемщика, а также организатора производства, технолога, исследователя.
На снаряжательных и пороховых заводах кооперации не было, поэтому на каждом заводе была организована самостоятельная военная приемка.
Не все складывалось гладко между производственниками и представителями военной приемки Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА). Порой заводы не выполняли требования последней. В частности, систематически не сдавались огнетушители и другие запасные части. В ответ на категорическое требование ГАУ о браке порой вызывались представители Народного Комиссариата внутренних дел и Центрального комитета партии и обвиняли работников аппарата военпреда ГАУ чуть ли не во вредительстве, в частности, по причине отказа принять боевые машины, имевшие недопустимо грубые дефекты.
Проведя изучение причин брака и невыполнения планов производства элементов реактивных снарядов в 1941 г., автор выделил два направления:
- кадровый и профессиональный: отсутствие необходимого контингента инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих; исключительно безответственное отношение руководства завода к выполнению заказа; неорганизованность и неумение руководства завода использовать имевшееся оборудование;
- организационно-производственный: распределение заказов с запаздыванием; отсутствие инструментальной базы, режущего и контрольно-мерительного инструмента, необходимого оборудования и неудовлетворительное состояние имевшегося в наличии; специфика завода - производство гражданской продукции; отдаленность предприятия от места расположения представителя военной приемки; отсутствие термических мастерских на заводах (удаленность от завода термической мастерской, в частности, на УЗТМ составляла 45 км); невыполнение смежниками плана по деталям, что вызывало большие простои.
Развитие установок для сухопутных войск
С целью сокращения времени окончательной сборки и уменьшения простоя шасси на сборочных заводах монтаж метательной установки на шасси осуществлялся через подрамник как отдельный узел. Впервые это техническое решение было использовано в конструкции установки М-13 на шасси трактора СТЗ-5.
Поиск наиболее оптимального типа шасси дал следующие результаты. Первоначально были созданы установки на различных типах колесных и гусеничных шасси для стрельбы снарядами калибров 82 и 132 мм, а позже установки для пуска снарядов калибров 280 и 300 мм. В результате недостаточно удовлетворительного практического применения установок на колесных шасси в условиях осенне-зимнего бездорожья осенью 1941 г. были проведены работы по созданию установок на гусеничных шасси для пуска снарядов калибра 82 и 132 мм. Позже состоялся переход от неполноприводных к полноприводным шасси грузовых автомобилей. Наиболее распространенный тип шасси - шасси серий американского грузового автомобиля Studebaker. Меньшее количество автомобилей поставлялось из Великобритании, таким образом СССР зависел от поставок автомобилей из-за границы.
Идея использования унифицированных элементов конструкций установок, а в частности, единого основания с подъемным и поворотным механизмами для монтажа различных ферм с направляющими, заложенная в годы войны, была применена в конструкциях первых боевых машин (БМ-24 и БМ-14), разработанных после окончания Великой Отечественной войны.
Разрабатывались установки с различными типами направляющих: прямолинейная балочного (рельсового) типа для придания направления снаряду; призматического (сотового) и рамного типа
с ведущими элементами для придания направления снаряду; цилиндрические открытого типа с внутренними ведущими элементами для придания направления и вращательного движения, т. е. развитие направляющих шло в направлении повышения их функциональности.
Железнодорожные установки
Новых данных о развитии железнодорожных установок для обороны Москвы32 в 1941 г. автором не установлено. Обнаружен документ ЦКБ-4 НКСП «Краткое описание к техническому проекту системы минометных установок на железнодорожной платформе», датированный 25 февраля 1942 г., в котором указывается, что большой опыт в проектировании артиллерийских систем на железнодорожных транспортах привел к мысли об использовании минометных установок реактивного действия на колесах и тракторах для стрельбы с железнодорожных платформ. В состав системы должна была входить мощная батарея, состоящая из двух установок М8 и М13, при помощи которых было бы возможно «создавать массированный минный огонь по площадям на расстоянии до 10-ти километров». Систему предлагалось использовать или как самостоятельную боевую единицу, передвигаемую «по железной дороге паровозом, мотовозом, дрезиной или другим видом железнодорожной тяги». Данные о практической реализации проекта не установлены.
Морские установки
Работы по морским установкам для залпового пуска реактивных снарядов на основе гвардейских минометов были начаты в феврале 1942 г. За годы войны были разработаны четыре основных типа установок. Для пуска снарядов калибра 82 мм были разработаны и приняты на вооружение установки М-8-М и 24-М-8, а для пуска снарядов калибра 132 мм - М-13-М (также известны ее варианты М-13-М1 и M-13-MII34; данные о принятии на вооружение не обнаружены) и 16-М-1335. Установки М-8-М, 24-М-8, М-13-М и 16-М-13 были башенно-палубного типа.
В 1942 г., кроме изготовления на заводе № 733 штатных реактивных установок М-8-М и М-13-М и их монтажа на кораблях ВМФ, в соответствии с руководящими указаниями АУ применялись реактивные установки, изготавливавшиеся самостоятельно на Северном, Краснознаменном Балтийском и Черноморском флоте.
Реактивные установки М-8-М и М-13-М первоначально были предназначены только для эксплуатации в речных условиях при стрельбе с якоря, а не в морских. Эксплуатация в морских условиях снижала боевую ценность. В основном, это было обусловлено следующими недостатками: ненадежным креплением снарядов на направляющих для морских условий (при переходе морем штифты снарядов не выдерживали нагрузки и отрывались); недостаточной прочностью установки М-8-М в целом в условиях качки и вибрации катера; малыми скоростями вертикального и горизонтального наведения и большими усилиями на штурвалах, затруднявшими беспрерывное слежение за целью при качке катера; негерметичностью установки и прицельных приспособлений (в отношении как морской воды, так и пороховых газов); конструкцией пиропистолетов, не обеспечивавшей герметизацию пиропатронов, которые увлажнялись (отсыревали) и давали отказы (установка М-8-М); неудовлетворительностью прицельных приспособлений.
В процессе производства реактивных установок во второй половине 1943 г. часть перечисленных недостатков была устранена.
Дальнейшим развитием установок М-8-М и М-13-М стали установки 24-М-8 и 16-М-13 для пуска снарядов М-8 калибра 82 мм и снарядов калибра 132 мм соответственно.
17 сентября 1943 г. Начальник Артиллерийского комитета Военно-морского флота контр-адмирал Егоров утвердил тактико-техническое задание на проектирование и разработку рабочих чертежей 24-зарядных установок калибром 82 мм (24-М-8). Назначение - вооружение катеров Г-5, Д-3, Я-5 и бронекатеров пр.1125 с целью обеспечения ведения стрельбы по площадям - массированным огнем для поражения незащищенных береговых и морских целей противника, а также по низколетящим самолетам с целью обеспечения самообороны в пределах угла возвышения установки, что расширяло сферу боевого применения морских установок.
Особенности установки: механизм стопорения снаряда, препятствующий самопроизвольному сходу снарядов с направляющих при качке; автоматический переключатель прибора управления огнем, позволявший ведение одиночной стрельбы, стрельбы очередями по 3-5 снарядов (по другим данным, 5-6 снарядов) и залповой; отсутствие фермы для крепления пакета направляющих, что повышало эксплуатационные качества системы.
Работы по будущей установке 16-М-13 были начаты СКБ завода «Компрессор» в июле - августе 1943 г. 7 сентября 1943 г. контрадмирал Егоров утвердил тактико-технические задания на проектирование и разработку рабочих чертежей 16-ти зарядных установок для пуска снарядов калибра 132 мм (16-М-13). Назначение - вооружение катеров БКМ-2 и пр.1124 и поражение тех же целей, что и установка 24-М-8.
Установка 16-М-13 была взаимозаменяемой с артбашней Т-34, так как в ее конструкцию входил штатный погон (неподвижное основание) последней, а также ряд унифицированных элементов установок М-13-М и М-13Н.
При помощи морских установок типа М-8 и М-13 применялись неуправляемые реактивные снаряды М-8 (ТС-11 и ТС-34), М-13 (ТС-13, ТС-2947), М-13 УК (ТС-53).