Долгое время советские власти надеялись, что создатель новой Турции Мустафа Кемаль Ататюрк все же построит социализм на обломках Османской империи. Такие иллюзии питал в начале 1920-х годов сам Владимир Ленин. По его распоряжению туркам помогали оружием, финансами. Посылали туда военных специалистов. Среди них был никто иной как победитель Врангеля в Крыму Михаил Фрунзе, который в 1921 году выполнял в Турции обязанности главного военного советника.
Советская власть пошла на значительные территориальные компромиссы, уступив османам ряд территорий. Например, турецкими признавалась крепость Карс и прилегающий к ней округ. Такая уступка была сделана в обмен на черноморский порт Батум. Московский и Карский договоры 1921 года закрепили турецкое право на обладание Карской областью.
Только в начале 1920-х годов Москва предоставила туркам громадное количество вооружений, среди которых были 327 пулемётов разных типов, 39 тысяч винтовок, 54 орудия, 63 млн патронов, 147 тысяч снарядов. Советские инженеры помогли туркам создать собственное производство боеприпасов, было организовано предприятие по выпуску винтовочных и пулеметных патронов.
Советский танк Т-26 в Стамбуле
Военно-техническое сотрудничество продолжалось не только при Ленине, но и при Сталине. В 1930-х годах турецкая армия стала получать советскую бронетехнику самых последних моделей. В частности, в 1935 году были поставлены 64 однобашенных пушечных лёгких танка Т-26, которые были новинкой в РККА. Танк вооружался 45-мм пушкой образца 1932/1934 г., спаренной с пулемётом ДТ калибра 7,62 мм. Он предназначался для поддержки пехотных атак и для действия в рейдах кавалерии.
Поставлялись туркам и двухбашенные Т-26. Так, в 1932 году в порт Стамбула из СССР прибыл пароход "Ленинград", который доставил, кроме двух танков, еще пять танков Т-27, пару грузовых автомобилей АМО-3, различную технику сельхозназначения. Груз сопровождали советские инструкторы. Турки для изучения бронетехники организовали в Стамбуле специальные танковые курсы, где на протяжении двух месяцев преподаватели (танкисты РККА) подробно рассказывали об эксплуатации танков. Затем были проведены учения в полевом лагере в Малой Азии. Командовал группой советских инструкторов командир роты 3-го отдельного танкового полка Ф.Ф.Петренко, который и впоследствии много раз посещал Стамбул в рамках военно-технического сотрудничества.
Правда, противопульная броня делала танк Т-26 бесполезным при встрече с более серьезными противниками, но поражать легкую бронетехнику танк мог очень эффективно. Такое щедрое снабжение турок танками происходило во многом из-за традиционно мнения хозяев Кремля в том, что турки являются потенциальными союзниками. Кемалистскую Турцию не рассматривали как будущего вероятного противника, а в это время турецкие военные тщательно следили за всеми новшествами, какие имелись в РККА.
Поставлялись в Турцию из СССР и двухбашенные танки Т-26
В придачу к танкам Т-26 поставлялись еще и понравившиеся османам средние бронеавтомобили БА-6 (было продано до 60 машин). Турки с помощью СССР смогли сформировать броневой кулак. Раньше турки могли надеяться только на старые французские танки Renault F-17, 10 лёгких английских машин Vickers Mk E. Советские танки были определены в 1-й танковый батальон, дислоцированный в Люлебургазе (европейская часть Турции). Первым командиром соединения был назначен майор Тахсин Языджы.Один из тогдашних Т-26 сегодня можно увидеть в Стамбульском военном музее.
С началом второй мировой войны турки декларировали нейтралитет, но о поддержании боеготовности армии не забывали. Ставку делали на французские и английские танки. В 1940 году Анкара решила закупить у французов 100 пехотных танков Renault R35. Затем поставлялись британские легкие танки Vickers Light Tank Mk VIB – было закуплено 16 штук. Военные неудачи союзников на Западном фронте остановили закупки бронетехники из Франции и Великобритании. После 1943 года американцы пытались привлечь турок в антигитлеровскую коалицию, поставляя Анкаре 220 танков M3 Stuart и 25 M4 Sherman.
С 1944 года Турция смогла резко нарастить количество бронетехники, доведя за счет закупок у США и Британии общую численность танков до 750 единиц. Появились целые танковые дивизии. Так Турция стала лидером по количеству современных танков в своем регионе. Эта бронетехника стояла на вооружении вплоть до конца 1960-х годов, когда старые машины были окончательно списаны и переплавлены.