Огнеметчиков на фронте Великой Отечественной войны бойцы считали людьми пропащими. Очень велик был риск сгореть заживо. За солдатами с огнеметами охотились вражеские снайперы, поскольку это оружие представляло очень большую опасность. Но воинскую работу надо было кому-то выполнять, и героические бойцы с огнеметами шли вычищать спрятавшихся солдат вермахта из укрытий, сражались с танками противника, уничтожали укрепленные позиции, доты.
В эффективности огнеметной техники армии Европы и мира убедились в годы первой мировой войны. Войска по всем фронтам глубоко закапывались в землю. Выбивался враг из траншей и блиндажей с помощью мощной артиллерии и огневого шквала. В СССР в довоенные годы старались максимально наращивать количество огнеметов, совершенствовали средства их доставки к цели. Были разработаны специальные бронемашины и танки.
Для поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций применялись фугасный огнемет ФОГ-1 и ранцевый огнемет конструкции Клюева и Сергеева РОКС-1, который впоследствии пережил ряд серьезных модификаций. Огнемет конструировался так, чтобы враг не сразу узнал «носителя огня». За спиной солдата имелся бак с горючим, а приспособления для выпускания огненной струи маскировалось под винтовку. Полностью снаряженный огнемет был способен выпускать 6-8 коротких или 1-2 длинных выстрела с дальностью на 30-45 метров.
Один из лучших огнеметов Красной армии
Особенно удачной оказалась конструкция советского огнемета РОКС-3, который появился в войсках с 1943 года. Оружие можно было применять в любую пору года, при любых условиях на переднем крае, в дождь, в грязь. Инструктаж по применению оружия занимал очень короткое время и провести его можно было прямо в окопе.
Известно, что особенно пригодились огнеметчики Красной армии осенью 1941 года при обороне Курска, отличились они и под Наро-Фоминском, отражая гитлеровское наступление на столицу СССР. Огнеметы выжигали целые немецкие роты. Первые отдельные огнеметные роты стали возникать в рядах РККА уже в 1942 году, в роте насчитывалось до 120 огнеметов. В батальоне их было вдвое больше. При обороне согласно руководству взвод огнеметчиков придавался стрелковому полку. При наступлении этот же взвод уже прикреплялся к каждому батальону.
Много было у огнеметчиков Красной армии работы в руинах Сталинграда
Незаменимыми стали советские огнеметы в городских боях. В Западной Европе застройка жилых кварталов была особенно плотной. Роль саперов и вообще инженерных частей тут оказывалось очень высокой. Войска фельдмаршала Паулюса были разгромлены при участии огнеметчиков. В ноябре 1942 года для боев за Сталинград командование РККА послало 12 из 18 огнеметных рот именно в город на Волге. Бойцы с огнеметами под прикрытием огня автоматчиков выдвигались к завалам, к руинам домов и били огнем по немецким позициям. Особенно удавались скрытные атаки с тыла, когда враг отвлекался на отражение наступления бойцов РККА с фронта.
Во время операции «Багратион» советским войскам приходилось взламывать оборонительные полосы немцев, рассчитывавших удержать за собой Беларусь. Тогда советское командование сформулировало основные принципы использования огнеметных рот и батальонов: массированное использование на важных участках фронта, обязательное взаимодействие с другими родами войск, эшелонирование огнеметно-зажигательных средств. В штурме Кенигсберга принимало участие 16, Будапешта — 14, Берлина —13 огнеметных соединений.
Кроме уничтожения гарнизонов противника в укрепленных районах, огнеметчики успешно сражались против бронетехники немцев. Тактика была такой. Боец с огнеметом занимал второй этаж и подживал приближающийся танк противника. Затем РОК давал удлиненную струю, заливая танк.
Первый залп производился невоспламеняющейся смесью, ею обливалась вся моторная часть и башня танка. Смесь воспламенялась вторым выстрелом. Немецкие открытые самоходки не имели шанса на выживание. А вот поразить тяжелый танк с дистанции несколько десятков метров оказывалось очень рискованным делом.