До столкновения с римскими легионами германские воины и представить себе не могли, что им придется сражаться с железными легионами, покорившими полсвета. Римская империя после кампаний Цезаря уже успела покрыть себя славой непобедимого воинства. Армия победителей галлов опиралась на металлургию, которая могла поставлять солдатам отличные стальные клинки, кольчуги, панцири, шлемы. Что противопоставляли арсеналам Рима обитатели лесных чащоб, простиравшихся за Рейном?
Данные археологии убеждают: не ошибался римский историк Тацит, когда в своих трудах писал о том, что воины германских племен в большинстве вооружались самодельным копьем. Примитивное холодное оружие изготавливалось первобытным способом. Каждый боец мог соорудить себе копье ( и не одно), выбрав в ближайшем лесу кол покрепче.
На костре дерево обжигалось. Острие редко усиливалось наконечником из бронзы или металла. Кузнецов германцы боготворили. Их было мало. Для наконечников копий применяли также очень длинные расщепленные кости. Такое оружие , как указывают римские историки, изумляло легионеров. Молодым солдатам-римлянам казалось, что перед ними не просто варвары, размахивающие палками с привязанными к ним костями, а настоящие демоны в косматых волчьих или медвежьих шкурах.
Вооружение германских племен в римскую эпоху
Прибегали германцы и к такому способу усиления боевой мощи своих копий. Перед схваткой с врагом копья вонзали в полуразложившиеся трупы людей или животных, чтобы на наконечниках остался трупный яд. Острия колов и метательных копий смазывали нечистотами или ядом змей. Даже мелкие царапины, нанесенные таким "бактериологическим" оружием могли быть смертельными.
К началу постоянных войн с римлянами (1-й век нашей эры) германцы постепенно отказываются от примитивных и малоэффективных дедовских копий. Они начинают пользоваться оружием собственной выработки, а также трофейным. Или сделанным по трофейным образцам местными кузнецами из болотного железа. При посвящении в воины вожди германцев вручали юношам одно или несколько копий вместе с деревянными щитами. Так щит и копье стали не только первым боевым оружием, но и символами доблести германцев.
Германские племена эпохи императора Августа еще мало применяют длинные кавалерийские мечи. В основном такими мечами (спата) пользовались воины, которые имели опыт службы в составе римских кавалерийских подразделений. Через 200 лет после разгрома римских легионов в чащах Тевтобургского леса односторонние рубящие мечи доримского железного века сменятся обоюдоострыми мечами. Но количество воинов с этим оружием не увеличивалось. Прежде всего из-за дороговизны такого высокотехнологичного ( на то время) вооружения. Элита германцев переняла от римлян к 1-му веку и короткие мечи типа "гладиус".
Наступательное и оборонительное оружие германских воинов
Меч германцы боготворили. Его считали не просто холодным оружием, но «собратом» короля и воина. Через 700 лет наследники славы древних победителей римлян в Тевтобургском лесу — германские рыцари — на основе представлений своих предков создадут новый культ меча, в честь которого будут слагать поэмы.
Технику сварки полос германские кузнецы стали перенимать от римлян уже к концу первого века в Рейнской области. Ножны делали из дерева или из дерева и кожи, и, таким образом, обычно находят только металлические накладки от ножен. Некоторые из более изящных ножен, как и рукоятки и головки мечей, были украшены чернью или накладками с эмалью, отделаны драгоценным мехом или бычьей кожей.
Одеяние очень знатного воина завершал пояс вокруг талии, на котором могли висеть меч и кинжал. Германцы подвешивали мечи к поясу или к перевязи, перекинутой через плечо.
Германские щиты из цельного дерева соседствовали со щитами плетеными. Материалом служили прутья лозы. Форма — прямоугольная или круглая. Римские триумфальные скульптуры представляют германцев с овальными, прямоугольными и даже шестиугольными щитами с умбонами посередине. . Диаметр обычных круглых щитов, подлинные образцы которых были найдены археологами в трясинах Торсбьерга и Вимоса, составлял около метра. Каждое племя старалось наносить на поверхность щитов свои племенные рисунки, чтобы отличаться от соседей в битвах.
Разные типы германских мечей
Плетеный щит варваров проигрывал римскому. Им было трудно прикрыть жизненно важные части тела. Свой щит батав или херуск выставлял обычно подальше от тела, отражая камни и свинцовые метательные пули, отбивая удары противника. В это время римляне применяли щиты-скутумы для оттеснения врагов, сохраняя плотный боевой строй. Умелый германский воин мог повернуть щит с выступающим умбоном так, чтобы выбить меч или копье из рук атакующего бойца.
Кольчуги или чешуйчатые панцири для простых германских воинов были недоступны. Только вожди могли приобретать качественное холодное оружие — как наступательное, так и оборонительное. На бой простой воин надевал плотный плащ или тунику. Но громадная масса бойцов дралась просто без всякой одежды. Самая удивительная, по мнению археологов, группа кольчуг найдена в болоте Йортспринг (Hjort-spring): крупный «склад оружия» 200 г. до н.э. содержал менее 20 полных кольчуг. Возможно, к германцам эти драгоценные доспехи попали от галлов или римлян.
Шлемы также для простых воинов были редкостью. Бойцы довольствовались всего лишь небольшой шапочкой или только подвязывали волосы перед схваткой. Тацит указывает на кожаные шапки, которые имели металлические части, нашитые бляхи. Но такие примитивные "шлемы" не могли защищать так, как римские шлемы. Трофейные римские шлемы знать германцев иногда носила как ритуальное облачение. В трясине Торсбьерга (Шлезвиг) найден модифицированный местным кузнецом римский шлем. По подобным образцам мастера германских племен стали делать шлемы, украшенные чеканкой (где-то через триста лет после победы Арминия).
Из сообщений римских политических и культурных деятелей мы знаем, насколько презирали римские военные плохо вооруженных германцев. Бедность вооружения нельзя объяснить отсутствием железа. Последние данные археологов говорят нам о том, что в Богемии и на севере Германии было достаточно кованого железа. Но при достатке материала в селениях германцев не хватало специалистов. Массовых поставок мечей от кельтов не наблюдалось из-за слабого развития торговли. Бедным германцам нечего было предложить соседям на западе. К I в. до н. э. возрастает импорт римского оружия, особенно мечей, который и помог воинственным германцам гораздо лучше вооружиться.
Количество импортного вооружения уменьшалось из-за обычая приносить трофеи в жертву богам в святилищах. На копье как главный тип вооружения полагалась не только германская пехота, но и кавалерия. У батавов была сильная конница, которую помог создать культ лошади. В некоторых сочинениях римские историки оценивают германских (батавских) всадников выше, чем пехотинцев. Кстати, римские полководцы охотно брали на службу батавов. Как и тенктеров, которые жили на нижнем Рейне. У них дети, играя, учили с малых лет ездить верхом. Передача по наследству лошадей после кончины главы семьи закреплялась специальными законами.
Основная часть имущества переходила старшему сыну, а лошади – сыну, который показал себя самым лучшим воином. Однако Тацит, который дает нам эти сведения, специально обратил внимание на тенктеров именно потому, что их любовь к кавалерийским сражениям не имела параллелей среди других известных ему племен.
Помимо песчаных вересковых пустошей нижнего Рейна и долин, прилегающих к Северному морю, в германских областях трудно найти места, где можно было эффективно использовать кавалерию, что может отчасти объяснить, почему развитие кавалерии шло так медленно. Кавалерию германцев поддерживали пешие копейщики, которые бросали во врагов короткие копья. В плоть до 3-го века лук и стрелы у германцев не пользуются особенной популярностью. В первую очередь из-за технологического отставания.
Отвага, находчивость компенсировали германцам недостаток холодного оружия. Разгромы римлян в долине Роны в 107-м и 105 годах до н. э. и в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э. заставили римских солдат и офицеров более уважительно относиться к своим лесным врагам из-за Рейна. Римские писатели впрочем полагают, что победы варваров были обусловлены в первую очередь тактическими просчетами командиров когорт и легионов.