Цели вермахта и национал-социалистов не всегда были одни и те же. Среди командного состава германской армии было немало офицеров, которые не разделяли взглядов Гитлера на роль армии, на ее задачи. Были противники войны на два фронта. Были критики политики Рейха на Востоке. Оппозиционные настроения вылились к 1944 году в попытку прямого устранения Гитлера, когда заговорщики пробовали взорвать фюрера в его ставке.
Фюрер должен был принять меры для покупки лояльности германских военных. Как он это сделал? Какие финансовые ресурсы использовали нацисты, чтобы получить в свои руки военную машину, покорившую Европу, а потом двинувшуюся на Советскую Россию?
Адольф Гитлер никогда полностью не доверял высокопоставленным офицерам Вермахта, особенно выходцам из Пруссии. Он не был уверен в их преданности нацизму. Поэтому в 1940 году, чтобы обеспечить их расположение перед надвигающимся вторжением в СССР, был открыт так называемый «Счет 5». Из этого финансового источника высшие офицеры вермахта ежемесячно получали немалые деньги. Речь идет о действительно больших суммах. Каждый фельдмаршал и гросс-адмирал получил по 4000 марок, а каждый генерал и адмирал - по 2000. Кроме того, все офицеры были освобождены от уплаты подоходного налога с различных выплат.
Ганс Ламмерс и Вильгельм Кейтель
Глава рейхсканцелярии Ганс Ламмерс лично отвечал за распределение финансовых средств . В 1943 году он уточнил вместе с Вильгельмом Кейтелем принципы работы фонда. Они установили, в частности, что переведенный в запас офицер может продолжать получать пособия. В случае смерти офицера деньги на какое-то время должна была получить его вдова. Если офицер сдавался в плен, то все поступления на счет немедленно прекращались. Так получилось с фельдмаршалом Паулюсом, который был взят РККА в плен в Сталинграде. Фюрер разгневался, узнав о сотрудничестве Паулюса с Советами. Гитлера также злило невыполнение приказа фельдмаршалом, которому фюрер лично велел застрелиться, но не сдаваться русским.
Сразу после присвоения очередного высокого звания каждый офицер рейха получал лично от Ламмерса с сообщением о размере его персональных выплат из фонда. Размеры выплат военные обязывались хранить в секрете. Когда Фердинанд Шёрнер был повышен до звания генерал-генерала в 1944 году, что дало ему право снимать деньги со «Счета 5», Ламмерс сказал ему, что он должен избегать переписки по этому поводу любой ценой и передавать всю информацию устно. Если, однако, возникла необходимость проконсультироваться с юридической фирмой по поводу денег, корреспонденцию следует направлять непосредственно Ламмерсу.
Причем степень секретность финансовых сведений была очень высокой. Военно-морской адъютант Гитлера Карл Йеско фон Путткамер в ноябре 1944 года попытался получить список офицеров, получающих деньги по «счету 5» в рейхсканцелярии. Ему было резко отказано в информации о сумме выплаченных средств. Путткамер также не получил имен адъютантов фюрера, которые в то время получали деньги из фонда (сам Путткамер получил 500 марок, а адъютанты для армии и Люфтваффе - Герхард Энгель и Николаус фон Белов по 400 марок).
Фюрер старался превратить командиров вермахта в послушное орудие войны
Очевидно, получение денег из фонда было тесно связано с лояльностью офицера режиму. В письмах, отправленных офицерам, Ламмерс писал: будут ли они продолжать получать средства, зависит исключительно от решений фюрера. Нелояльным офицерам отказывали в материальном поощрении. После предательства Роммеля его вдова была лишена выплат по личному приказу Гитлера. А после провала путча 20 июля 1944 года семьям многих участников заговора приказали вернуть ранее выплаченные суммы. Семье фон Вицлебен пришлось влезть в долги, чтобы выполнить приказ фюрера. Последняя партия средств была переведена на счета получателей в мае 1945 года.
После войны, во время Нюрнбергского процесса, многие подсудимые заявляли, что никогда не получали выплат от нацистов. Так было, например, в случае с показаниями Франца Гальдера, но американский прокурор Джеймс Макхейни быстро доказал его ложь, показав ему банковские выписки.
Счет 5 был не единственным способом нацистов завоевать расположение офицеров вермахта. Иногда фюрер делал личные денежные и другие солидные подарки наиболее верным офицерам. Первым командиром, получившим такой подарок, был Август фон Макензен. В 1935 году Гитлер подарил ему поместье площадью 1250 га. В свою очередь, фон Макензен должен был воздерживаться от критики нацистов, что он и сделал. В декабре 1942 года аналогичное предложение получил Хайнц Гудериан. Кроме того, ему было разрешено выбрать собственность, которую он получит. Тут фюрер копировал кайзера, который жаловал своих генералов деньгами и землями.
Вручение наград генералам. Гитлер выполнял этот церемониал лично.
Отблагодарили нацисты и Вильгельма Кейтеля. Он хотел получить больше угодий в Пруссии. Его просьбу Гитлер приказал осуществить немедленно. Кейтелю были переданы богатые дичью леса, которые нацисты выкупили у бывших владельцев. Вильгельм фон Лееб так получил недвижимость в Баварии. Гитлер завоевал лояльность Вальтера фон Браухича другим способом. Фюрер решил покрыть расходы фон Браухича на развод в 1938 году.
Помимо разного рода ценных подарковв 1941-1942 годов некоторые генералы вермахта также время от времени получали чеки в день рождения на 250 000 марок. Обычно их передавал лично специально назначенный офицер. Каждый раз, когда выписывался такой чек, Ламмерс информировал министра финансов Лутца Шверина фон Крозигека. Тот был обязан завершить формальности, связанные с освобождением офицеров от уплаты налога на полученную сумму.
Не забыл Гитлер и старания Гудериана на Восточном фронте
Первым чек на именины получил гросс-адмирал Эрих Редер в 1941 году. Аналогичные чеки были получены, например, Гердом фон Рундштедтом (декабрь 1941 г.), Вильгельмом фон Леебом (сентябрь 1941 г.) и Эрхардом Мильхом (март 1942 г.). В отличие от выплат со «Счета 5» ни чеки, ни упомянутые подарки не хранились в секрете. Приближенность к фюреру не играла при выдаче таких чеков никакой роли. Главным критерием была успешность на фронте.
Не все высшие офицеры вермахта пользовались деньгами, полученными от Гитлера. Отказаться от чека было рискованно, но его можно было не предъявлять к выплате. Так поступил фельдмаршал Герд фон Рундштедт. Он не обналичивал свой чек до марта 1942 года и сделал это только под давлением Ламмерса и Шмундта (адъютанта Гитлера). Деньги фельдмаршал отдал жене.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи