В средние века властители много значение придавали ритуалу клятвы. Иногда даже клятвенные обещания заменяли грамоты. Клятвы совершались согласно древним обычаям. Монгольские ханы глубоко верили в магическую силу золота. Существовал определенный культ солнечного металла, происходивший из глубины тысячелетней истории кочевников.
Об таком порядке говорят персидские и арабские рукописи. Клятвы дипломатов создавали атмосферу доверия между участниками политического процесса. Без этого не могли возникать военные союзы не только между империей монголов и государствами Востока и Запада, но и между различными кланами Чингизидов.
Золотая чаша монголов. 15 век
Известно, что тюркские племена широко применяли золото при свершении обрядов, связанных с дипломатией. В анонимном персидском сочинении "Чудеса мира" (начало XIII в.) указывалось, что тюрки во время принесения клятвы наполняли медные чаши молоком кобылиц и бросали в них золотые монеты или просто самородки. При питье из таких чаш произносили пожелание: мол, тот, кто преступит клятву, тот станет желтым, в цвет золотого слитка. Возможно, степняки таким образом намекали на страшную болезнь, которая могла поразить клятвопреступника – желтуху. Медный идол воплощал в себе духа тенгри, божества нижнего мира, которое и являлось гарантом соблюдения договоренностей. Использовать золотую и серебряную посуду в праздничных обрядах монголы запрещали не только из соображений борьбы с роскошью.
Китайский чиновник Чжан-дэ-хоя год мог наблюдать жизнь кочевой ставки великого хана Хубилая. Осенью 1248 г. Чжан-дэ-хой участвовал в монгольских праздничных церемонях, связанных с почитанием Земли и Неба: "9-й луны 9-го числа [в октябре] князь, созвавши своих подвластных перед главной ставкой, совершил возлияние молоком белой кобылицы; то было обычное жертвоприношение по времени; употребляемые при этом сосуды сделаны из бересты и не окрашены ни золотом, ни серебром; таково здесь уважение к простоте". Однако китаец объясняет обычаи монголов, исходя из конфуцианской морали. Но монголы руководсвовались только указаниями своего главного закона, великой Яссой.
Позолоченная чаша степняков для ритуальных церемоний. 14 век
Магические действия Ясса наказывала, как и непочтение к любым богам. Система магических запретову монголов была связана с регулирующей функцией священного Неба. Считалось, что использование в обрядах сосудов из дорогих металлов могло вызвать грозу. Удары молний расценивались как гнев Неба (Тенгри), а территория, пораженная молниями, становилась запретной.
Золотая и серебряная посуда в военном быту монголов грозила разрушить древние обряды слежения Небу. По старине полагалось применять деревянные вещи, посуду. В сакральной жизни монголов золото не играло особой роли. Хотя в военной сфере золотом как священным металлом, угодным небу, украшали в знак высокого статуса доспехи, пояса, удила коней, седла и оружие.
Монголы придавали золоту мистическую силу
Тюркская клятва с использованием золота у монголов очень быстро получила особый статус. Это был перенятый от половцев дипломатический обычай, которым монголы подчеркнули большую роль половцев как посредников в общении между наследниками Чингисхана и покоренными народами.
Латинские и древнерусские летописи не упоминают клятву на золоте как надежный дипломатический инструмент. Отчасти это обстоятельство объясняется ментальной картиной христианского мира, в рамках которой азиатские кочевники представлялись как "всадники дьявола". Архидиакон Фома Сплитский (ок. 1220–1268) писал по этому поводу: "Нет в мире народа, который был бы так искусен в военном деле, который бы так же мог побеждать врагов, будь то стойкостью или военной хитростью, особенно в сражениях на открытой местности. Кроме того, они не связаны ни христианским, ни иудейским, ни сарацинским законом, а потому им не ведома справедливость и не соблюдают они верности клятве. Вопреки обычаю всех народов они не принимают и не посылают посольств ни в отношении войны, ни в отношении мира" О клятве на золоте вообще не упоминается. Однако в реальной политике клятва на золоте соблюдалась неукоснительно. К примеру, галицкий князь Даниил в 1246 г. был вызван в ханскую ставку к Батыю. Его бояре предварительно хотели получить гарантии безопасности князя. Монголы дали «золотую» клятву.
Блюдо ханов из Золотой Орды. 14 век. Серебро и позолота.
Об этом ритуале повествовали грузинские хроники. Представители князей из Грузии посещали монгольские пиры и политические акции. Как и Даниил Галицкий, другие князья Руси они требовали гарантий безопасности. Такие охранные клятвы приносились монголами на золоте.
Согласно грузинскому Хронографу, князь Аваг отправил своего посланника к нойону Чармагуну "с просьбой о мире, и говорил [о желании] прийти к ним и свидеться. и служить, и платить харадж, и отдать им свои земли, и просил о твердой клятве. Те же возликовали и с радостью приняли посланника Авага и клятвенно удостоверились. Была у них вера в единого бога и поутру при восходе солнца трижды [лицом] к востоку преклоняли колена и более ничего. А для твердости клятвы чистое золото трижды окунали в воду и [затем] вынимали его, а воду выпивали. Давшего клятву обласкивали. И утвердив клятву, не преступали ее. Слово ложное не исходило из их уст; разбойников и свирепых людей истребляли безоговорочно. И много прочих добрых правил установил вышеупомянутый Чиниз-каэн. Сим клятвенным золотом подтвердили они, дали клятву посланнику Авага, ввиду чего он и стал уверен, что не было у них лжи и не было вероломства в их клятве. <…> Когда утихомирилось владение Абага, и проведал Шаншэ о мире между Авагом и татарами, решил защитить и обезопасить [свое] владение, защитить в силу клятвы и Авага же просил, чтобы тот уведомил их и пришел к татарам. Татары же с радостью узнали об этом и приветствовали, и потому они заверили твердо и клятвенно о безопасности на том же клятвенном золоте"
Средневековая монгольская чаша
В 1269 г. на берегу Таласа царевичи-чингизиды делили между собой владения в Средней Азии. Они решили остановить усобицы и закрепить договор клятвой. Рашид-ад-дин указывает, что монголы "…по обряду и обычаю своему они скушали золота и условились, что впредь будут селиться в горах и степях и не будут бродить вокруг городов"
К началу 14-го столетия клятва на золоте приобрела у монголов статус государственного ритуала. Монголы свято верили в магию этого обряда. Причем постепенно их области дипломатии клятва перешла и в жизнь повседневную. К примеру, клятву применяли в процессах против колдунов, когда хотели добиться гарантии истинности показаний подсудимого. Тогда ему предлагали выпить из чаши с золотым дном. Если подсудимый решался на такое действо, то обвинение в колдовстве с него снималось.