Бесценный опыт жрецов дохристианской Руси оказался распылен в сказаниях и легендах, в устных рассказах знахарей и в травниках, записанных в каких-нибудь далеких средневековых монастырях. Подобно кельтским друидах волхвы Древней Руси при решении многих вопросов полагались на психотропные вещества. Причем применяли их не только в медицинских целях, но и в политических, в оборонных.
Иногда требовалось опоить послов, прибывших ко двору князя. По его приказу знатоки трав подмешивали в питье прибывшим из далеких стран гостям зелье, которое могло развязать языки. так получали информацию о состоянии военных дел, о торговом и ремесленном потенциале предполагаемого противника. К примеру, при князе Святославе Игоревиче волхвы выполняли функции не только медиков, пользуя от ранений дружинников во время походов. Они еще и предсказывали возможные будущие события. Князь верил в то, что посвященным жрецам ведомо сокрытое во тьме неизвестности.
Веками накапливали знания волхвы Руси
Психотропные вещества волхвы Святослава, судя по сообщениям греческих авторов, применяли во время переговоров с болгарскими аристократами. Тогда требовалось уговорить царя Бориса поделиться властью с киевским князем, передав ему функции военного вождя в Восточной Болгарии. Волхвы поставляли свои препараты и воинам, практиковавшим боевую ярость, так называемым рыкарям (русским берсеркам). Для возбуждения состояния глубокого транса, для снижения порога болевой чувствительности и улучшения концентрации во время боя готовились составы, в которые входили грибы, сушеные или свежие травы, ягоды, мхи и лишайники. Возможно, волхвы Древней Руси многое заимствовали для приготовления таких психотропов из опыта скандинавских народов. Об этом стоит только догадываться, поскольку прямых указаний в летописных источниках на это не имеется.
Зато о применении психотропных веществ волхвами при выполнении погребальных обрядов говорят записки арабских путешественников, которые могли наблюдать жизнь русичей. Яркий пример — впечатления арабского дипломата и купца Ахмеда Ибн Фадлана. Он ездил в Волжскую Булгарию в 10 веке и видел, как вела себя толпа единоплеменников при погребении знатного руса. В жертву приносили красивую девушку, которая перед смертью была напоена каким-то питьем, заставившим ее блаженно улыбаться и не бояться скорой гибели. Она шла на смерть, но по дороге к могиле хохотала от души и распевала песни. Вторит запискам араба и "Повесть временных лет", рассказывая о погребении убитого древлянами князя Игоря: народ на похоронах «веселились гордяшеся», будто и не был опечален гибелью властелина.
По замечанию академика Рыбакова, в землях языческой Руси приобрести психотропы можно было только с благословения волхва на капище. Осуждалось самодеятельное ведовство и то, что мы сейчас называем шарлатанством. Намеренное отравление людей каралось строи судом по древним законам жестокой смертью. Виновного могли просто закопать живьем или утопить в трясине.
Тайное знание волхвов во многом ныне утрачено
Волхвы продавали зелье по умеренным ценам. И только состоятельным пациентам в лечебных целях. Бедняков пользовали бесплатно в угоду богам. Примерно так же старались потом поступать и монахи, унаследовавшие традиции исцеления растительными препаратами. Для получения удовольствия маковые отвары и курение конопли на Руси почему-то так и не прижилось. Хотя мак применяли как снотворное средство еще со времен самых первых князей.
Психотропные препараты применялись в крупных больницах, которые создавались в больших городах Древней Руси как в языческую, так и в христианскую эпоху. Об этом есть упоминания в сагах Исландии. В истории «О Стурлауге Трудолюбивом» говорится, что дочь князя Игоря Ингиберг приобрела славу хорошего врача. Она исполняла обязанности жрицы в храме Ладоги. Людей волхвы продолжали лечить и в XIII веке, подтверждением чему служат результаты археологических исследований. В Плеске была найдена яма недалеко от языческого святилища, которую из-за остатков лекарств определили как часть больницы.
О существовании лечебных центров говорят и жития святых. Некоторые князья молили святых угодников помочь им исцелиться от той или иной хвори. Просьбы о лечении находятся и в берестяных грамотах Новгорода и Пскова.
Князья опасались искусства ведунов в составлении психотропных препаратов. Применение зелья строго запрещалось в 14-15 веках законами Руси. За нарушение предписания виновный мог попасть на костер. Царь Иван Грозный был особенно пристрастен к ведунам и чернокнижникам, применявшим психотропное зелье. Хотя сам часто заказывал у них препараты, чтобы жертвы дознания в пыточных застенках говорили правду. Известна печальная участь лекаря Бомелия, которого жарили заживо по приказу царя и по обвинению в распространении запрещенных колдовских снадобий.
Странно, но, имея прямые связи с Китаем, Русь не стала рынком сбыта опиума, который позднее широко поставлялся в Англии на морских кораблях. В качестве лечебного препарата опиум московиты покупали у британцев, платили за лекарство золотом. Лечили этим средством от мучительных хворей и Грозного. При нем была сделана первая попытка ограничить оборот наркотических средств, для чего создали Аптекарский приказ.