Гражданская война в России была маневренной, резко отличавшейся от позиционных боев первой мировой войны. Однако красным военачальникам приходилось сталкиваться и с хорошо укрепленными полосами противника. К 1920 году белые постарались усилить оборонительные линии на Перекопе. Проволочные заграждения, пулеметные гнезда, артиллерийские батареи — казалось, красные при штурме обречены.
В октябре 1920 года позиции на Перекопе были изучены В. К. Блюхер, возглавлявшим тогда 51-ю стрелковую дивизию. Комдив быстро понял, что бросать красноармейцев на пулеметы без всякой подготовки нельзя. Никакого успеха поспешная атака не принесет, обернется лишними жертвами. Блюхер разработал порядок штурмовой колонны. Идея была позаимствована из опыта недавней мировой войны. Русская армия приобрела на Юго-Западном фронте навыки прорыва германских позиций в ходе масштабной Брусиловской операции.
Штурмовая колонна 51-й дивизии формировалась из авангардной группы, в которую вошли саперы, снабженные зарядами для уничтожения столбов с проволокой и заграждений. За ними шли солдаты с запасом ручных гранат. Их задачей было подавлять пулеметные гнезда, уничтожать противника на батареях и в блиндажах. За гранатометчиками на дистанции в сто шагов выдвигались бойцы с винтовками и пулеметами, которые наносили главный удар. Эти атакующие цепи выбивали неприятеля из траншей и развивали наступление.
Бой за Волочаевские укрепления
9 ноября 1920 года, действуя по намеченному плану 51-я дивизия выбила белогвардейцев с Турецкого вала. Развивая успех, дивизия вместе с другими частями 6-й красной армии пробилась к Ишуни в ходе Перекопско-Чонгарской операции.
Опыт боев в Крыму через два года Блюхер повторил уже на Дальнем Востоке. В феврале 1922 года красноармейцы готовились взять позиции белых у Волочаевки. Блюхер вновь применяет штурмовые колонны. Он приказывает комсоставу Сводной стрелковой бригады без лишнего шума выдвинуться на передний край и приготовиться к атаке, предварительно поставив задачи штурмовым взводам, которые и образовали колонны для штурма. Впереди атакующих вновь шли гранатометчики, которые расчищали путь стрелковым подразделениям. Саперы были снабжены ножницами и топорами для быстрого прорубания проходов в проволочных заграждениях.
Самая большая проблема для красных таилась на северном участке Волочаевских позиций, которые были практически неприступны. Но Блюхер решил перенес главный удар на юг, где укрепления белые еще не завершили. Обходная колонна красных вышла в тыл белогвардейцев. По ней открыли огонь артиллерийские батареи и бронепоезда белых. Заградительный огонь остановил пехоту Блюхера. Тогда красные начали ответный артобстрел. Подтянулся бронепоезд большевиков, немедленно вступивший в бой.
Под прикрытием артогня залегшая красная пехота стала подниматься и вскоре возобновила атаку. Удался обходной маневр. Белые были атакованы штурмовиками Блюхера на слабо подготовленной к обороне позиции. Красные с юга ворвались в траншеи, что заставило белых солдат бросать оружие и бежать. Так была захвачена Волочаевка, благодаря точно рассчитанному месту нанесения главного удара и уже накопленному опыту прорыва укрепленных позиций.
Боевые действия Красной армии под Волочаевскими укреплениями
Кстати, маневр с выходом в тыл противнику приводил к успеху и части, которыми командовал командарм М. Н. Тухачевский. В 1919 году 26-я стрелковая дивизия красных была направлена в узкую долину горной реки Юрюзань, через которую, как считалось, не было прохода. Колчаковцы даже не выставили в этом районе боевого охранения. Красноармейцы скрытно преодолели 120 километров при полном отсутствии путей. Тухачевский рисковал, поскольку при обнаружении движения красных дивизия могла быть уничтожена.
Однако операция увенчалась успехом. Красные бойцы вышли к заданному участку атаки в полном порядке. Они бросились в штыковую и разгромили белых. 256-й стрелковый полк выбил противника со станции Левшино, заставив гарнизон спасаться бегством. Смелый удар вызвал панику у белогвардейцев, чем и воспользовались красные, захватив много оружия, лошадей и пленных.
Военспецы сумели привить командному составу молодой Красной армии большое уважение к маскировке. В начале 1919 года командарм Уборевич приказал снабдить красноармейцев белыми халатами. В маскирующем обмундировании бойцы РККА сумели тихо подойти к оборонительной линии корниловцев и штыками отбросить белых. При штурме все той же Волочаевки в 1922 году красные также активно применяли зимнюю маскировку, выкрашивая орудия в белый цвет, использовали халаты из белой ткани.
Четкие задачи ставило командование частей РККА инженерным подразделениям. Для форсирования водных преград производились ложные работы, что запутывало белых, отвлекало их внимание от мест главных ударов. При доставке материалов к мостам красные саперы ставили дымовые заграждения. Так, например, делалось в 1920 году, когда РККА сражалась на реке Березина с польскими войсками Пилсудского.