Польское подполье приложило немало усилий для того, чтобы добыть планы немецкого полигона на острове Узедом. Благодаря сведениям, доставленным в Лондон весной и летом 1943 года, ВВС союзников провели массированную бомбардировку инфраструктуры Пенемюнде. В результате испытания ракет Фау-1 и Фау-2 были продлены гитлеровцами на несколько месяцев. Как это было?
Гитлер очень надеялся, что ракетное оружие поможет рейху поставить англичан на колени. Атаки Лондона с помощью крылатых ракет должны были показать всему миру военно-техническое превосходства Германии. Работы по созданию ракетных комплексов немцами начались сразу после окончания Первой мировой войны. В 1930-х годах молодой ученый Вернер фон Браун, который позже стал отцом американской космической программы, добился успехов, которые обнадежили главарей Третьего рейха. На разработку ракетного оружия были направлены значительные средства.
В 1936 году на острове Узедом в Пенемюнде был создан полигон сухопутных войск вермахта, где испытывалось новое ракетное оружие. Работы курировало командование Люфтваффе. Крылатые ракеты интересовали и британскую разведку. Однако все попытки получить документацию британцами заканчивались провалом.
В конце 1939 года англичане получили так называемый информацию о немецких испытаниях нового оружия. Тем не менее, в Лондоне отнеслись к таким сведениям с недоверием. В Польше на заводе в Лодзи производились фюзеляжи небольших самолетов. Впоследствии оказалось, что это были корпуса для немецких крылатых ракет.
Ракеты Третьего рейха
Весной 1942 года британцы были оповещены польским подпольем о развитии разработок в области ракетного оружия, угрожавшего Британии. Армия Крайова в 1943 году внедрило в круги, близкие к инженерам немецких военных заводов в районе Пенемюнде своего агента Яна Шредера ("Фурман"). Патриоты сумели добыть точные сведения о том, что в Пенемюнде немцами проводились испытания ракетных двигателей, которые должны были использоваться для увеличения скорости бомбардировщиков. Работал на разведку Британии и польский патриот, австриец по происхождению Августин Трегер. Он передал англичанам информацию, полученную от собственного сына, унтер-офицера связи вермахта в экспериментальном центре в Пенемюнде Юлиуша Романа Юзефа Трегера.
Во второй половине апреля 1943 года Роман рассказал отцу о крупных ракетных испытаниях на острове. Хотя Августин скептически отнесся к открытиям своего сына, он передал эту новость вместе с сделанным вручную наброском объектов представителям британской разведки в Варшаве.
Несмотря на риск расстрела, польские подпольщики сделали всё для удара по Пенемюнде. На фото результаты бомбежки
Агент !Фурман" сумел создать сеть осведомителей, которые следили за развитием работ в Пенемюнде. Он составлял шифровки в Центр, обрабатывая сведения, постапвшие из разных источников. В Быдгоще "Фурман" встретился с Августином Трегером. Тот сообщил ему о фактах, которые узнал его сын. Так польские подпольщики, а за ними и англичане узнали ряд технических подробностей о принципе действия немецких ракет.
Запуск ракет осуществлялся с помощью электропривода от пусковой установки из стальных рельсов. Ракеты, полет которых контролировался электромагнитными волнами радиостанции, использовали топливо перекиси водорода и сжиженного кислорода.
Получив неопровержимые доказательства существования ракетно-исследовательского центра, британское командование решило провести массированную бомбардировку комплексов Пенемюнде. Воздушная операция проходила в ночь с 17 на 18 августа 1943 года. Чтобы сбить с толку немецкую ПВО, несколько самолетов союзников летели в сторону Берлина, имитируя атаку столицы Третьего рейха. Остальные 600 самолетов сбросили около 2000 бомб за 104 минуты. В результате бомбардировок погибло более 735 человек, в том числе большая группа специалистов, работавших над созданием нового оружия. Часть инфраструктуры также была разрушена. К сожалению, во время бомбардировки погибли и советские военнопленные, которые были задействованы на полигоне.
Интересно, что Роман Трегер через польских подпольщиков был проинформирован о дате рейда авиации союзников. Чтобы не стать жертвой бомбежек и в то же время не дать немцам повода для каких-либо подозрений, он решил пойти на шаг, требующий чрезвычайного самоотречения. Он получил травму, сломав кость предплечья левой руки. Во время рейда он находился в больнице на острове Волин, что помогло спасти ему жизнь.