Пока советские части добивали гитлеровцев в столице Третьего рейха, союзники совершали политические маневры, заботясь о новом переустройстве Европы после нацистов. 30 апреля 1945 года Гитлер покончил жизнь самоубийством в бункере рейхсканцелярии, и его тело было сожжено. Однако перед смертью он выбрал своего преемника. Им стал гросс-адмирал Карл Дёниц, командовавший подводным флотом Германии.
Адмирал Дёниц был назначен президентом Рейха, военным министром и главнокомандующим Вермахта, Геббельс стал канцлером Рейха (но вскоре покончил с собой), Альберт Шпеер получил портфель министра экономики и производства.
Дёниц находился в то время во Фленсбурге, портовом городе недалеко от датской границы, на территории, которая еще не была оккупирована ни западными союзниками, ни Красной армией. Единственное, что могло быть достигнуто за последние несколько дней войны новым «правительством» Дёница, - это «передислоцировать» как можно больше войск и гражданских лиц из районов, куда входила Красная Армия, в районы, находящиеся под властью Америки или Великобритании. Нацисты уже точно знали, как выглядит плен в СССР и что из него редко возвращаются. По сравнению с советским плен американцев был почти отпуском. Умирающий Третий Рейх пытался заключить сепаратный мир с США и Великобританией, чтобы получить лучшие условия для Германии после войны. Правда, этому препятствовала позиция генерала Дуайта Эйзенхауэра, главнокомандующего англо-американских сил в Европе.
Неизвестно, почему Эйзенхауэр в этот период безжалостно поддерживал Сталина, заботился о его интересах и выполнял все прихоти и даже…. он предвосхитил советские требования. Одна из таких «услуг» заключалась в том, чтобы разбудить немцев от их снов, сказав, что отдельной капитуляции не будет, и если они не захотят поднять белые флаги, бомбардировщики и артиллерия сделают это.
Побежденные: генералитет Третьего Рейха во главе с Кейтелем
Власти Третьего рейха осознали бессмысленность дальнейшего сопротивления и 6 мая решили капитулировать на условиях, представленных победителями. Информация о желании подписать капитуляцию была отправлена по радио в штаб Эйзенхауэра. Сразу в ту же ночь 7 мая в В 2.41 первый документ о безоговорочной капитуляции немецких войск был подписан в штаб-квартире Айка в Реймсе, во Франции.
Со стороны антинацистской коалиции акт подписали генералы: американец - Уолтер Беделл Смит и советский - Иван Суслопаров. На церемонии присутствовал представитель Франции - генерал Франсуа Севез, но, что стоит отметить, он получил только статус свидетеля-наблюдателя, а не участника соглашения. Не был поднят и французский флаг, что, как выяснится позже, было очень важно.
Сталин пожелал повторить церемонию на своих условиях в Берлине. Эйзенхауэр молча согласился. Чтобы не выбрасывать подписанный в Реймсе документ, его назвали «предварительным протоколом о капитуляции».
8 мая на церемонию подписания договора о капитуляции прибыл посланный де Голлем генерал Жан де Латр де Тассиньи, командующий 1-й армией Франции. В 1945 году де Тассиньи было 56 лет. Он был ветераном Первой мировой войны, тогда он получил пять ранений. Де Тассиньи сражался под Верденом. Во время Второй мировой войны он был самым молодым французским генералом. Его 14-я пехотная дивизия после того, как немцы вошли во Францию, дралось с захватчиками до последней возможности. После капитуляции, он стал генералом армии правительства в Виши, которое формально сотрудничало с Германией. В 1941 году де Тассиньи был главнокомандующим французскими войсками в Тунисе, а в 1942 году - командиром дивизии на материковой части Франции.
Полководцы войск союзных держав в Берлине. 1945 год
За приказ сопротивляться вторжению немцев на территории вишистов его арестовали в ноябре 1942 года. Почти год генерал провел в заключении, но сумел сбежать из застенков. С 1943 г. он был генералом вооруженных сил Свободной Франции; он командовал французами после высадки в Нормандии, а затем даже американцами в Эльзасе. Последние два года войны он был командующим 1-й французской армией. Однако самая важная битва в его жизни должна была состояться 8 мая 1945 года в Берлине. Он «сражался» в одиночестве.
Церемония подписания капитуляции должна была состояться в саперной школе вермахта в районе Карлсхорст, где располагался штаб 1-го Белорусского фронта маршала Жукова. Делегации западных союзников и немцев прибыли сюда на машинах из аэропорта Темпельхоф.
С немецкой стороны акт о капитуляции должны были подписать: фельдмаршал Вильгельм Кейтель - командующий сухопутными войсками и вермахтом, адмирал Ханс-Георг фон Фридебург - командующий Кригсмарине и генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпф - представитель командования люфтваффе. Со стороны победившей коалиции подписи ставили маршал Советского Союза Георгий Жуков, американский генерал Карл Эндрю Спаатц и британский маршал авиации Артур Теддер. И тут появился наш герой, отважный генерал Жан де Латтр де Тассиньи.
Французский генерал Жан де Латтр де Тассиньи
Де Голль отправил его в Берлин в качестве представителя французского правительства. Таким образом, он хотел подчеркнуть участие Франции в войне с Германией с первых до последних дней войны (Франция объявила войну Германии 3 сентября 1939 г.). Де Голль рассчитывал на прямую политическую выгоду.
Де Тассиньи мастерски сыграл свою роль. 8 мая в решающий момент он пригрозил собравшимся представителям держав, что покончит с собой, если ему не позволят в полной мере участвовать в принятии акта о капитуляции Германии. Он также потребовал вывесить французский флаг.
Русские и американцы сначала отказались выполнить его требования, но англичане поддержали французов. Некоторые источники говорят, что генерал де Тассиньи даже заплакал. Кажется, эти слезы растопили жестокие сердца маршалов, только что победивших Гитлера! Союзники уступили требованию французов.
После быстрых переговоров содержание соглашения о капитуляции было немного изменено. Было добавлено имя Де Тассиньи, и в комнате был установлен французский флаг. Ситуация удивила и расстроила даже немецкую делегацию. Кейтель отметил, что французы должны подписать документ как на стороне победителей, так и на стороне проигравших, потому что какое-то время сам де Тассиньи служил государству Виши, которое являлось союзником Третьего рейха.
Маршал Жуков потребовал, чтобы Кейтель, Фрайбург и Штумпф подошли к столу победителей и подписали акт о капитуляции. Монокль от волнения выпал из глаза Кейтеля, но он схватил его и вставил на место. Резкими движениями немец подписал пером пять экземпляров акта о капитуляции.
В Москву была отправлена телеграмма с сообщением о подписании капитуляции, и в казармах в Карлсхорсте начался пышный банкет, во время которого советские генералы и маршалы подали водку британским и американским командирам. Веселье длилось до утра. Информации о том, чем занимался Де Тассиньи в то время, не сохранилось. Французский генерал росчерком пера превратил Францию в державу-победительницу.
Теперь она имела право на оккупационную зону Германии, а также на отдельный оккупационный район в Берлине. Жан де Латтр де Тассиньи также присоединился к Контрольному совету союзников Германии, который с августа 1945 года действовал в Берлине и осуществлял власть над оккупированной территорией Германии.
В рамках раздела Германии на зоны оккупации Франция неожиданно приобрела территорию Рейнской области, бывшего герцогства Гогенцоллерн, южную часть Вюртемберга и южную часть Свободного государства Баден, Баварский Пфальц и город Линдау на Боденском озере. Часть этих территорий была отдана французам американцами, часть - англичанами.
Территории Германии, заняли французы, имели площадь 42,713 квадратных километров и с населением почти 6 миллионов жителей. Разумеется, право победителя заключалось в том, чтобы вывезти с оккупированной территории все материальные блага, которые только нравились оккупанту, включая частную собственность.
Французская оккупационная зона в Берлине просуществовала до 3 июня 1948 года. Потом она объединилась с британской и американской зонами. Эти три района впоследствии стали Западным Берлином. Подпись де Тассиньи на документе о капитуляции принесла Парижу еще одну «прибыль». Поскольку Франция была «державой», победившей Третий Рейх, она стала постоянным членом Совета Безопасности ООН и остается таковой по сей день. Жан Жозеф Мари Габриэль де Латтр де Тассиньи умер от рака в Париже в 1952 году. Он был посмертно удостоен звания маршала Франции.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи