Южно-Африканская республика стала одной из четырех стран мира, которые отказались от ядерного арсенала. В этот перечень входят также Украина, Казахстан и Беларусь. Характерно, что все эти страны разоружились в первой половине 90-х годов. Тогда, в эпоху завершения Холодной войны, казалось, что приходит эра гуманизма, демократии. Страны будут решать геополитические проблемы только с помощью дипломатии, а не с позиции силы. Однако вскоре такие иллюзии рассеялись. И мировой ядерный клуб пополнился двумя новыми членами - Пакистаном и КНДР.
Но ЮАР успела войти в историю как страна, которая первая в мире избавилась от ядерных сил. Почему так произошло? Ведь страна имела в своем распоряжении богатейшие запасы урана. Радиоактивную руду стали добывать еще в 1930-е годы. При апартеиде господство белых надо было как-то поддерживать вооруженной силой. Тогда и был дан старт ядерной программе.
Правительством была создана компания Atomic Energy Bord (AEB), которая в сотрудничестве с Соединенными Штатами проводила предыдущие ядерные исследования. Активно ядерная программа начала развиваться в 1957 году после того, как Южная Африка присоединилась к американской программе Atoms for Peace. Ее главным идеологом которой стал президент Эйзенхауэр. США в рамках этой программы согласились поставить в Южную Африку исследовательский реактор SAFARI-1 и предоставить высокообогащенное урановое топливо для его использования. SAFARI-1 заработал в ядерном центре Пелиндаба (в переводе с языка Зулу - «конец истории»), расположенном вблизи административной столицы страны, города Претория в 1965 году. А в 1967 был построен реактор SAFARI-2, работавший на естественном уране. Он использовался для получения плутония.
Испытание ядерной бомбы в ЮАР
В том же 1967 году в Пелиндаба стартовала программа по обогащению урана. Наподалеку от Пелиндаба начали строить обогатительный завод, известный как объект Валиндаба (в переводе с языка Зулу - «об этом мы вообще не говорим»), иначе — завод Y. Он начал обогащать уран в 1974 году и вышел на полную мощность в 1977 году .
В рамках программы Atoms for Peace южноафриканские ученые принимали участие в американских программах мирных ядерных взрывов, а в 1971 году министр шахт Карл де Вет дал старт собственной программе исследования мирных ядерных взрывов. В 1974 году AEB предоставила выводы, Южная Африка состоянии самостоятельно производить ядерные взрывные устройства для применения в горнодобывающей промышленности. В результате программа по развитию ядерного потенциала для мирного применения была утверждена главой правительства Форстером. Она была строго секретной. В ЮАР опасались реакции международного сообщества на эти работы.
В том же году Форстер встретился в Женеве с министром обороны Израиля Шимоном Пересом. Как считается, на встрече было заключено тайное соглашение о сотрудничестве ЮАР и Израиля в ядерной сфере. Израиль должен предоставлять базовую поддержку южноафриканской ядерной программе. Израильтяне получали из Африки урановую руду и доступ к испытательным полигонам в Южной Африке. ЮАР также приобщилась к израильским ракетных технологиям.
В 1970-е годы, особенно во второй половине этого десятилетия, в Южной Африке шли бои. Гражданские войны в Родезии, Мозамбике и Анголе еще больше заставили ЮАР вооружаться, наращивать арсеналы. Белых сильно обеспокоило появление в Анголе кубинских войск. Потому работы по ядерным программа были усилены.
Для испытаний выбрали территорию военно-воздушной базы Вастрап, расположенной в пустыне Калахари. В течение 1976-77 годов было заложено и пройдено два вертикальных ствола, глубиной 385 и 216 метров. В них должны были проводить подземные ядерные взрывы. В 1977 году в Пелиндаба создали бомбу пушечного типа, без урановой составляющей, поскольку завод Y еще не успел накопить достаточно обогащенного урана для изготовления полноценной атомной бомбы. В августе того же года должно было состояться так называемое «холодное испытание» для проверки принципа работы устройства.
В этом же месяце советский разведывательный спутник засек эти два ствола. Информация была передана Соединенным Штатам и подтверждена после полета разведывательного самолета Lockheed SR-71 Blackbird. Сомнений, что Южная Африка готовится провести ядерный взрыв, у мирового сообщества не оставалось. После разглашения этой информации Претория отказалась от проведения «холодных испытаний» в Калахари, а стволы были законсервированы.
Ядерные боеприпасы ЮАР
Это событие, а также неподписание в 1976 году ЮАР Договора о нераспространении ядерного оружия привело к резолюции № 418 Совета Безопасности ООН, согласно которой накладывалось обязательное эмбарго на поставки в ЮАР вооружения и военных технологий, включая ядерные. Это подтолкнуло к интенсификации работ по получению ядерного оружия и наработки стратегии ядерного сдерживания, которая была утверждена в апреле 1978 года. Суть ее заключалась в трех этапах:
- Стратегическая неопределенность, когда Южная Африка ни признает, ни отрицает наличие у себя ядерного оружия.
- В случае угрозы внешнего вторжения Южная Африка раскрывает для ограниченного перечня государств информацию о том, что обладает ядерным оружием.
- В случае, если такое раскрытие не приведет к международному вмешательству с целью устранения угрозы, будет рассмотрено публичное раскрытие или проведение секретных испытаний ядерных устройств Южной Африки.
Применение ядерного оружия не предусматривалось, поскольку правительство понимало необратимость последствий для страны. На практике ЮАР никогда не переходила за пределы первого этапа, то есть стратегической неопределенности. Страна хотела производить ядерные боеприпасы в 1988 году, когда усилилась напряженность на анголо-намибийскому границе. Министр иностранных дел Пик Бота заявлял, что «Южная Африка имеет возможность производить ядерное оружие. Прекращение огня в декабре 1988 года остановило этот процесс.
В 1979 году было принято решение о передаче работы над проектированием и изготовлением ядерного оружия пушечной схемы ARMSCOR. Суть схемы заключается в том, что в боеприпасе расположены два ядерных элементы критическому массы, один из которых, снаряд, выстреливается пороховым зарядом в другой - мишень. Таким образом масса ядерного элемента становится сверхкритической и происходит взрыв.
22 сентября 1979 американский спутник Vela OPS 6911 зафиксировал двойную вспышку в Южной части Индийского океана между островами Принца Эдварда, принадлежащих Южной Африке и французскими островами Крозе. Его идентифицировали как ядерный взрыв мощностью в две-три килотонны в тротиловом эквиваленте. Спутники группы Vela были запущены для контроля и идентификации именно ядерных взрывов. Дальнейшие исследования не подтвердили и не опровергли возможность ядерного взрыва. Официальная позиция министерства обороны США была такова, что эта вспышка мог быть как ядерным взрывом так и сочетанием природных явлений, таких, как молния или метеорит.
Информацию об этом событии засекретили. Существует мнение, что, если это был ядерный взрыв, то его проводила Южная Африка вместе с Израилем, поскольку по состоянию на сентябрь 1979 года в ЮАР еще не было достаточного количества обогащенного урана для проведения самостоятельного испытания.
Такое количество появилась через два месяца, в ноябре. Этот обогащенный на 80% уран был использован в созданном силами AEB в Пелиндаба в 1978 году боеприпасе Melba. Это было устройство весом 750 килограммов, 2 м длиной и 0,36 м в диаметре. Мощность Melba составляла шесть килотонн в тротиловом эквиваленте.
В 1982 году появилась тактическая ядерная бомба Cabot мощностью в шесть килотонн.
Если Melba и Cabot были свободнопадающими авиационными бомбами, то Hamerkop уже был планирующей бомбой с телевизионным управлением мощностью 18-20 килотонн. Длиной Hamerkop оказался в 1,67 м и 0,38 м в диаметре. Общая масса составляла около 600 кг. В 1998 году Южная Африка рассекретила свои планирующие бомбы H-2 .
На момент закрытия в 1989 году программы по производству ядерного оружия было сделано пять изделий Hamerkop с серийными номерами 306, 501, 502, 503, 504, шестой был незавершенным. В изделии № 502 использовался уран с Cabot.
В самом начале разработки ядерного оружия штатным носителем планировалось сделать бомбардировщик English Electric Canberra. Позже добавились штурмовые самолеты Blackburn Buccaneer, состоявших на вооружении в SAAF. Однако в ходе пограничной войны в Анголе южноафриканцы осознали уязвимость этих самолетов перед советскими системами ПВО, которые имелись на вооружении кубинцев в Анголе.
Власти ЮАР решили развернуть ракетную программу. Первой ракетой стала RSA-3, южноафриканская версия израильской космической ракеты-носителя, или баллистической ракеты средней дальности Jericho II. После закрытия ядерной программы разработка ракет продолжала финансироваться, поскольку у RSA-3 были коммерческие перспективы. Кроме того, шли работы по разработке межконтинентальной баллистической ракеты RSA-4. Было осуществлено три тестовых запуска RSA-3 в 1989-90 годах. Программа RSA-3 / RSA-4 окончательно закрылась в 1994 году.
Президент де Клерк (справа) отказался от ядерных сил ЮАР
В конце 80-х годов Намибия получила независимость от ЮАР, завершалась Холодная война, рухнула Берлинская стена. Избранный в сентябре 1989 года на должность президента Фредерик Вилем де Клерк решился на демонтаж системы апартеида. Это повлекло и отказ от ядерного оружия. Такие политические шаги должны восстановить международные позиции ЮАР и прекратить изоляцию страны. ЮАР решила присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия.
На своем пике развития ядерные силы ЮАР могли получать одну-две бомбы в год. На момент разоружения Южная Африка произвела восемь ядерных боеприпасов пушечной схемы: шесть тактических боеприпасов (Melba серия Hamerkop), один в стадии создания (Hamerkop) и один для учебных целей (Cabot).
Процесс демонтажа предусматривал закрытие завода Y, на котором обогащался уран, утилизацию всех готовых изделий. 10 июля 1991 ЮАР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, а в сентябре того же года - Соглашение о всесторонних гарантиях с Международным агентством по атомной энергии. Власти страны разрешили проведение инспекций.
В 1996 году Южная Африка стала инициатором Пелиндабского договора, создала в Африке свободную от ядерного оружия зону. 2018 год этот договор ратифицирован 41 африканским государством.