1945 год. Война в Европе закончилась. Союзники сокрушили фашистскую военную машину. Мир начинает узнавать грязные секреты Рейха - об ужасных зверствах в отношении евреев и цыган, гомосексуалистов, психически больных, военнопленных, коммунистов. И в это же самое время британские спецслужбы создают особый лагерь для интернированных лиц, в котором будут применять многие из тех методов, что принесли нацистам славу самых жестоких извергов современности.
Город за колючей проволокой
Англичане прибыли в небольшой немецкий курортный город Бад-Нендорф 1 августа 1945 года. До этого там находились американские пехотинцы - передав населённый пункт своим союзникам, они собрались и ушли. Местным жителям было приказано покинуть город в течение полутора часов, и те подчинились, забрав с собой те скудные пожитки, что остались после долгой войны, завершившейся поражением их государства.
Многие из них думали, что переезд временный, но когда британцы начали протягивать колючую проволоку и выносить старинные ванны из городской бани, пришло осознание того, что их город превращается в важный стратегический объект. О возвращении в свои дома, как минимум в ближайшие годы, можно было не мечтать.
Колючее ограждение опоясало весь центр города, а в помывочном заведении была оборудована тюрьма с тяжелыми стальными дверьми. Вскоре начали прибывать грузовики с заключёнными. Первоначально это в большинстве своём были бывшие члены НСДАП и СС. Их изолировали, чтобы исключить возможность мятежа во время послевоенного восстановления Германии. Также тут были крупные промышленники, импортеры табака, владельцы нефтяных и деревообрабатывающих компаний, нажившие огромные состояния во время правления Гитлера.
Немецкие военнопленные изучались британскими военными властями
Шпионы и не только
Через какое-то время контингент заключенных Бад-Нендорфа пополнился лицами, подозреваемыми в шпионаже на СССР. Какая-то их часть действительно была сотрудниками НКВД, захваченными в первые заморозки замаячившей на горизонте Холодной войны, однако в эту категорию попало и множество людей, которые просто симпатизировали советскому строю. Также сюда направлялись обычные немцы, решившие перебраться через границу на Запад из советской зоны оккупации.
Один из таких, Франц Остеррайхер, погибший в лагере от голода, попался с поддельными документами при попытке проникновения в британскую зону ответственности. Что им двигало? Желание найти своего любовника и страстно воссоединиться с ним. Ещё один перебежчик, Вальтер Бергман, вызвался стать агентом британцев, но в той связи, что он свободно говорил по-русски, его заподозрили в работе на советскую разведку и замучили до смерти.
Многие заключенные вообще не знали, за что помещены в бывшую общественную баню Бад-Нендорфа. Один дипломат содержался тут просто потому, что за время пребывания слишком много узнал о местных методах получения информации. Спецслужбы опасались, что, оказавшись на свободе, он поведает обо всём общественности. Еще один заключённый пробыл в лагере восемь месяцев из-за нелепой канцелярской ошибки.
Без намека на правосудие
Инспектор Скотланд-Ярда Том Хейворд, расследовавший деятельность Бад-Нендорфа, записал по этому поводу следующее: "Ряду лиц не было предъявлено никаких обвинений. Единственным основанием для их задержания, видимо, является то, что они граждане страны, которая до сих пор номинально находится в состоянии войны с нами". Хейворду удалось узнать многие секреты самого зловещего британского лагеря. Историки отмечают, что в своём отчёте он не пытается сдерживать гнев и отвращение. Он в деталях описал, как заключённых систематически избивали, пытали холодом и морили голодом. Во время допросов использовались инструменты, специально доставленные из управления Гестапо в Гамбурге.
Свидетельства очевидцев о Бад-Нендорфе противоречивы. Кто-то говорил о том, что из-за ограждения были слышны истошные вопли узников. Другие, однако, сообщали, что атмосфера вокруг лагеря была поистине зловещей - из-за мертвой тишины. Среди местных он получил прозвище "Das Verbotene Dorf" - "Запретная деревня". Начальником Бад-Нендорфа был полковник Робин Стивенс, ранее руководивший "Лагерем 020" в Суррее, где во время Второй мировой содержались и допрашивались немецкие шпионы. Это был известный деспот и ксенофоб с невероятно вспыльчивым нравом. Он любил говорить, что дознавателем, способным "сломать" человека, надо родиться - научиться этому невозможно.
Из 20 сотрудников, проводивших допросы в лагере, 12 были англичанами, а ещё 8 - немецкими евреями, которых завербовали специально. Учитывая то, что этому народу пришлось пережить за годы войны как в Германии, так и в СССР, ожидалось, что они будут особенно жестоки по отношению к немцам и советским гражданам. Охранники в большинстве своём были набраны из солдат британской армии, получивших условные сроки за дезертирство и преступления, связанные с применением насилия. Хейворд описал их как людей, "склонных издеваться над беспомощными людьми". Сегодня уже понятно, что лагерь для интернированных в Бад-Нендорфе изначально создавался как заведение с особо жесткими условиями содержания.
Тюрьма в Бад-Нендорфе подчинялась отделу военного ведомства Великобритании,
который именовали Объединенным войсковым центром подробного допроса военнопленных
Фабрика истязаний
Заключенных морили голодом, будили и заставляли ходить взад-вперед по камере с раннего утра до поздней ночи, с перерывом только на еду. Эта методика была призвана довести человека до физического истощения и сломить его волю - чтобы затем его было легче допрашивать. По лагерю заключённые перемещались только бегом, и если они делали это недостаточно быстро, конвоиры подгоняли их пинками. Кроме того, в обязанности некоторых охранников входило избиение узников. Заключенные также подвергались психологическому давлению - дознаватели угрожали арестовать, подвергнуть пыткам, убить их жён и детей. Это всегда был блеф, но для человека, которого ежедневно мучают и избивают, такие угрозы не кажутся чем-то невозможным.
Наиболее упрямых и несговорчивых узников отправляли в холодный карцер, где раздевали догола и обливали ледяной водой. Это могло продолжаться в течение нескольких недель. Заключенных, скованных попарно спиной друг к другу, ставили перед открытыми окнами зимой, в морозы. Обморожения в Бад-Нендорфе были обычным делом - многие узники потеряли здесь пальцы на руках и ногах. Одной из таких жертв оказался немецкий антифашист, который ранее провел два года в застенках гестапо. После того, как лагерь был закрыт, а выжившие отправлены на лечение, этот человек весил чуть больше скелета. Он впоследствии признался, что немецкие палачи не делали с ним того, до чего дошла фантазия англичан.
Офицер НКВД, прошедший Бад-Нендорф, рассказал, что во время допросов его подвешивали за запястья, после чего к ногам привязывали гири. У него вырвали ногти на ногах и избивали резиновыми дубинками. Инспектор Хейворд не нашёл доказательств конкретно этим показаниям, однако тот факт, что после закрытия лагеря в 1947 году в больницы были отправлены десятки полуживых скелетов, говорит о том, что они могут оказаться столь же правдивы, как и другие, полностью удостоверенные сообщения о пытках.
Вердикт трибунала
Расследование в конечном итоге вылилось в приговоры военного трибунала в отношении полковника Стивенса, капитана Джон Смита, медицинских работников лагеря и лейтенанта Ричарда Лэнгема. Большинство охранников и дознавателей, избивавших и мучивших заключённых, были освобождены от преследования в обмен на показания против своих непосредственных начальников. Судебные заседания проходили в закрытом режиме и были засекречены. Правительство Великобритании запрещает публиковать фотографии заключенных, сделанные в тот момент, когда их эвакуировали из Бад-Нендорфа. Информацию об этом секретном пыточном лагере до сих пор получить невероятно трудно - британские власти продолжают всеми силами скрывать одну из самых позорных тайн времён Второй мировой войны.
После того как был закрыт Бад-Нендорф, лагерь для интернированных появился на военной базе в Гютерсло. Сюда отправляли людей, подозреваемых в работе на СССР. От руководства учреждения требовали не использовать те методы, которые привели к закрытию Бад-Нендорфа, но это вызывало некоторое раздражение. Начальник лагеря как-то заявил, что если бы все аресты были оправданы и не нужно было выбивать показания из заключённых, то никакой нужды в заведении этого типа не было бы.
В общей сложности в застенки Бад-Нендорфа было заключено 372 мужчины и 44 женщины. Многие из них погибли от голода, холода и пыток. Это, конечно, не единственный британский лагерь, где с людьми, кем бы они ни были, обращались бесчеловечно. Но он заметно выделяется на общем фоне и вопиющим образом компрометирует имидж Великобритании во Второй мировой войне как поборницы демократии и прав человека, боровшейся с самым большим злом в истории людского рода.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи