Для последнего приюта катары неслучайно выбрали место на отрогах Пиренеев. Замок Монсегюр был выстроен на месте, овеянном кельтскими легендами. В 385 году здесь уже находили пристанище адепты еретических учений – ученики испанского епископа Присциллиана. Он лишился головы, срубленной палачом по приказу римского принцепса Максима.
Еще в более древние времена, если верить легендам кельтов, на скалах возле замка Монсегюр существовало святилище богини Белиссены, которая у греков почиталась как сестра самого Аполлона. На вершине горы некогда возвышался храм, испепеленный ударом молнии. На его месте вестготы создали каменную крепость с прочными стенами и башнями.
Господин местности, в которой поселились катары, Раймунд де Перэйе возводил свой замок на фундаменте старой вестготской крепости. Проектом занимался архитектор Арно де Бакаллариа, который не слишком заботился о неприступности укреплений. Ворота высотой до трех метров не были сильно укреплены, хотя и имелся барбакакан. У ворот не было даже решетки. Высота стен была относительно невелика – всего три метра. На стенах отсутствовали зубцы.
Скалы и стены Монсегюра
Долго держаться в главной башне было невозможно. Донжон неудачно выступал над стенами, по нему можно было без труда бить из осадных машин камнями. К тому же донжон был слишком приземист, чтобы вести с него обстрел. В замке не было никаких камнеметов и катапульт. Их просто было нереально разместить на узких стенах, лишенных площадок. Замок Монсегюр строился, судя по всему, не как фортификационное сооружение, а как замок-храм, мистическая твердыня. Скорее это была обсерватория, ведь с горы Монсегюр всегда можно было точно определять место восхода солнца.
Тридцать лет Монсегюр был главной цитаделью катаров, мистическим центром, притягивавшим всех, кто противился католической вере и воле римского первосвященника. Епископ Тулузы пользовался покровительством владельца Монсегюра, который приютил также воинственных врагов римских инквизиторов из общества фаидитов.
Именно сюда была послана армия королевского сенешаля Каркассона в 1343 году. У рыцарей, взявших замок в плотное кольцо осады, на плащах были нашиты кресты. Все они получили благословение папы римского на избавление мира от ереси катаров. Крестоносцы озадаченно разглядывали отвесные скалы, на которых находилась цитадель. Взять было необходимо, сенешаль приказал начинать рыть окопы и насыпать валы. Французский король полностью поддерживал крестоносцев.
Разведка донесла, что в замке всего несколько сотен еретиков. Из них только четверть могла оказать сопротивление, поскольку все эти люди были воинами, обученными и закаленными в боях. А если точнее (цифры взяты из отчетов папской инквизиции), то в состав гарнизона замка входили 12 рыцарей, 10 оруженосцев, 10 курьеров, 55 латников, военный инженер. Из некомбатантов – епископы катаров Бертран Марти, Раймон Агюйе, а также семьи воинов, рыцарей, монахи, священники, слуги.
Реконструкция замка Монсегюр
Осада длилась 11 месяцев. Крестоносцы никак не могли сломить сопротивление немногочисленного гарнизона. В декабре 1243 года неизвестный горец, хорошо знавший тропы в Пиренеях, указал путь наемникам-баскам. Они взобрались на вершину горы и захватили барбакан у ворот. Но гарнизон не сдался, атаки крестоносцев были отбиты. Сопротивление продолжалось до весны.
Но запасы провианта к весне истощились. И в первой декаде марта трубач возвестил осаждавшим воинам о том, что катары готовы на переговоры. Епископ катаров Бертран Марти просил перемирия и предлагал армии крестоносцев предоставить заложников. Сенешаль согласился дать отсрочку на две недели. До 15 марта все, кто признает свои заблуждения и отречется от ереси, могли выйти без всякого препятствия из замка с имуществом и скотом. К 16 марта все, кто раскаялся в ереси, покинул замок. Но остались две сотни самых упорных еретиков. Они заперлись в большом деревянном строении, запели молитвы. Вскоре над крышей этого сарая взметнулся огненный столб. Катары сгорели. Остатки гарнизона и безоружных адептов были взяты в плен крестоносцами.
Пленников рыцари не помиловали. Всех, кого не порубили, развешали на окрестных деревьях на корм воронью. Крестоносцы в точности выполнили приказ папы римского – снести весь оплот еретиков начисто.
Правда, в огне и на виселицах погибли не все катары. Ночью перед капитуляцией замка по длинной веревке со стен в ущелье спустились четыре монаха Хуго, Кламен, Экар, Эмвел. Они прихватили с собой свитки, в которых были описаны места кладов катаров, скрытых реликвий. Некоторые историки уверены, что отважная четверка спасла таким образом священный Грааль, чашу, к которой прикасался сам Христос.
Уничтожение катаров и их ереси
По одной из легенд, связанных с мистическим Граалем, священную чашу наполняла кровь погибавшего на кресте во имя новой жизни Христа. Считалось, что обладание граалем сможет осчастливить всех людей, сделать их жизнь райской, той самой, какую некогда, до грехопадения, вкушал сам прародитель человечества Адам.
Несмотря на то, что эта главная твердыня катаров была разгромлена, отдельные группы еще продолжали упорствовать вплоть до начала 14-го века в глухих областях юга Франции, в Миланском герцогстве. В середине 14 века французские короли восстанавливали постройки на месте замка. В наши времена можно увидеть на вершине горы так называемый оборонительный замок Монсегюр III, который относят к середине 17 века.
Источники:
- Маркаль Жан. Монсегюр и загадка катаров
- Ольденбург З. С. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов
- Нелли Рене. Катары. Святые еретики
- Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи