Соперничество в Азии с Британской империей приводило российские власти к идее установления контроля над Тибетом. Российская империя неуклонно распространяла свое влияние на юг от Сибири, претендуя на господство в регионе, который мог бы угрожать центральным китайским областям. Кризис власти в Поднебесной сказался на обороноспособности Цинской империи, которую разъедали коррупция и произвол чиновничества.
К 1870-80-м годам русские войска провели ряд военных операций, которые дали России прочные позиции в Туркестане. Русские форпосты стали появляться в глубинах Монголии и в Маньчжурии. Царские сановники разрабатывали планы дальнейшей колонизации китайских областей, поднимая в печати шумиху о нараставшей «желтой угрозе». Россия полагала, что громадные природные и трудовые ресурсы Китая смогут подпитывать бурно развивавшуюся русскую экономику, дадут необъятные новые рынки торговым фирмам.
В конец 19 века в российской интеллигентной среде возрастает мода на буддизм. Появляются кружки мистического направления, изучающие загадочную философию Тибета. Достаточно вспомнить, что тибетской мифологией и религией интересовались такие выдающиеся русские умы, как лев Толстой, Достоевский. В окружении царя Николая Второго были влиятельные царедворцы, которые6 настаивали на проникновении в Тибетское нагорье прежде англичан. Считалось, что тибетцы активно симпатизируют русским, которые не устанавливали такого жестокого колониального режима, какой нес народам Азии британский капитал.
Идею включения Тибета в состав Российской империи проповедовал популярный в Петербурге лекарь и философ Петр Бадмаев (до христианского крещения – Жамсаран). Энергичный сын бурятского скотовода смог расположить к себе представителей аристократии и торгово-промышленных кругов в столице Российской империи. Закончив с помощью брата русскую гимназию в Иркутске, Петр Бадмаев учился на Восточном факультете Петербургского университета. Кроме того, он овладел курсом Военно-медицинской академии.
Воины Тибета в начале 19 века
Бадмаев эффективно лечил тибетскими снадобьями царя Александра III, затем Николая II, цесаревича Алексея. Он заработал солидное состояние: владел собственным торговым домом, занимался горной промышленностью.
С 1875 года Бадмаев служил в российском МИДе, где усиленно пропагандировал идею овладения Тибетом. Своей идеей он увлек министра финансов империи Сергея Витте, но колонизация Тибета была отвергнута царем Александром Третьим, который посчитал план Бадмаева опасной авантюрой. У России, как считал царь, не было на тот момент сил воевать с Англией в Азии.
Однако наследник Николай Александрович, став царем, в Бадмаева поверил. С 1896 года предпринимаются попытки изучить политическую обстановку в Центральной Азии. Русские посылают в Тибет экспедицию подъесаула Уланова с разведывательной миссией. Правда, дальнейшие попытки проникновения в Тибет остановились из-за войны с Японией.
В Лхасу наведывались представители российской науки и деловых кругов. Среди них можно отметить калмыка Овше Норзунова. Он передавал письма Далай-ламе, выполнял поручения Русского географического общества. Во время третьей поездки калмык произвел фотографирование Лхасы, а затем привез ценные материалы в Петербург.
Стремление соединиться с Российской империей прослеживалось и в окружении Далай-ламы Тринадцатого. Здесь действовал другой бурят Агван Доржиев. С 1898 года он совершал путешествие по России и Европе. Этот советник Далай-ламы настаивал на том, что Российская империя и есть та самая заветная Шамбала. По Доржиеву выходило, что царь Николай Второй являлся реинкарнацией Цзонхавы, производившего реформы у ламаистов.
Действия англичан в Сиккиме подталкивали Доржиева к обращению за русской военной помощью. Только русский штык, как он полагал, защитит тибетскую культуру и религию от европейского влияния.
Солдат из окружения Далай-ламы
Но в 1907 году англичане и русские договорились разграничить сферы влияния в Азии. Признавалось право Китая на Тибет. Российская империя оставила мечты о присоединении этой горной страны к своей территории. Но после Октябрьского переворота и с приходом большевиков интерес к Тибету вновь усилился. Теперь уже дело рассматривалось с классовых позиций. Выдвигалась идея перехода отсталых народов Монголии и Тибета к социализму, минуя капитализм.
Лидер монгольских революционеров Сухэ-Батор пытался сблизить идеологию буддизма и коммунизма. Он уничтожил с помощью Красной Армии белогвардейские гнезда в Монголии, разбил отряды барона Унгерна. Идеи монгольского вождя нашли отклик в Москве, откуда в Центральную Азию выслали экспедицию Николая Рериха, художника и мистика.
Царь Николай Второй и великие князья
К 1929 году Рериху удалось установить контакты с Панчен-ламой. Проводилась идея привлечения тибетских крестьян к идеологии коммунизма в связи с тибетской религиозностью. Рерих убеждал ламаистов в том, что Россия и Тибет смогут вместе найти путь в Шамбалу.
Активно подключились и агенты ГПУ, среди которых самое видное место занимал авантюрист и опытный разведчик Яков Блюмкин. Он выдавал себя за монаха-буддиста. Целью агентуры большевиков было склонение Далай-ламы к заключения союза с Советской Россией. Тибетцам могла быть предоставлена военная и необходимая экономическая помощь. Яков Блюмкин в 1926 году получил полномочия главного инструктора госбезопасности Монголии. Он практически заправлял всей политикой СССР в Центральной Азии, консультировал представителей китайской военной элиты.
Петр Бадмаев пропагандировал буддизм в России
Посылаемые в Лхасу советские представители рекламировали коммунизм, утверждали, что вожди пролетариата являются буддистами, поскольку первым в мире коммунистом был сам Будда. Об этом же в 1927 году говорили участники съезда буддистов в Москве. Товарищ Сталин покончил с этой цветистой и замысловатой фразеологией, идеи сотрудничества с Тибетом потеряли свою актуальность. В 1930-х годах сталинские власти стали закрывать храмы буддистов в СССР. В Бурятии буддистов преследовали, в результате чего многие искали спасения в Тибете. В 1937 году Доржиева арестовали чекисты. Он умер в монастыре.
В 1950 году китайцы окончательно закрыли тибетский вопрос, установив свой контроль над страной.