Простая арифметика. Один советский танк КВ против 22 Pz.Kpfw.35(t) – 22:0 в пользу КВ. Как это было? Как был совершен самый блестящий подвиг советских танкистов времен второй мировой войны?
Вторая половина августа 1941 года – фашисты рвутся к Ленинграду. Несмотря на ожесточенное сопротивление Красная Армия отступает. Из Ленинграда шла эвакуация оборудования стратегических предприятий, народных ценностей, мирного населения – каждый день, отсрочки выхода врага на дальность выстрела дальнобойной артиллерии был "на вес золота".
Героическая бронетехника РККА
Боевая задача танкиста Зиновия Колобанова
В районе Красногвардейска (сейчас Гатчина) держит оборону 3-я танковая рота старшего лейтенанта Колобанова. Рано утром 19 августа из штаба дивизии пришел приказ – любым способом не допустить продвижение фашистов к Красногвардейску по дорогам со стороны населенных пунктов Луги, Волосово и Кингисепп.
Приказ понятен, но как его выполнить?! В распоряжении танкиста Колобанова всего 5 тяжелых танков КВ-1 – это все, что осталось от его роты после недели боев. Впрочем, если кто такими силами и мог выполнить данный приказ, так это ветеран финской войны. Бой с фашистами ему предстоял далеко не первый.
Выдвинувшись в район Войсковицы и оценив обстановку, танкисты про подвиг не думали. Они решили распределить силы роты таким образом:
- – по 2 экипажа направлялись перекрывать дороги со стороны Луга и Кингисепп (каждой паре танков придавался по взводу пехоты);
- – сам Колобанов со своим экипажем и отделением пехотинцев занял оборону в центре.
Старший лейтенант для своего танка выбрал позицию на небольшой высотке в 300 метрах от дороги, по обе стороны которой был или крутой кювет, или болотистая местность. Это была очень удобная позиция с сектором прицельного обстрела примерно 1 километра дороги. Осталось только немного оборудовать позицию и замаскировать – к рассвету 20 августа все было сделано. Оставалось ждать, когда появится враг.
В районе 12:00 на Лужскому шоссе показалась колонна немцев – по ней открыли огонь экипажи Евдокименко и Дегтяря. Потеряв 5 танков и 3 бронетранспортера, немцы повернули назад. На дороге остались пылать дымные костры из подожженной немецкой техники, трупов гитлеровцев, перебитых огнем из танкового пулемета. Немецкие танки так и не отважились вновь пройти по этой дороге.
Танкист Зиновий Колобанов
Бой КВ-1 экипажа лейтенанта Колобанова
Около 13:00 над позицией Колобанова пролетела рама – самолет-разведчик. Видимо разведка не обнаружила на этом участке ни каких препятствий для продвижения танковой колонны, потому что около 14:00 на дороге показался первый немецкий танк – легкий танк Pz.Kpfw.35(t). За ним метрах в 40 второй, потом третий…
Пока экипаж считал количество танков в колонне, Колобанов обратил внимание, что вся колонна состоит из Pz.Kpfw.35(t) – ни одного среднего или тяжелого танка. Это немного упрощало задачу – вооружение Pz.Kpfw.35(t) не особо опасно для брони КВ-1. Когда вся колонна, состоящая из 22 танков противника, оказалась в зоне обстрела, Колобанов начал действовать. Первые 3 выстрела по 3-м машинам в голове колонны, затем 3 выстрела по 3-м замыкающим – КВ-1 начал методично расстреливать колонну.
В немецкой колонне началась паника:
- – кто-то пытался съехать с дороги в сторону высокого кювета и перевернулся;
- – кто-то пытался съехать с дороги в другую сторону и тут же застревал в болоте;
- – экипажи некоторых танков пытались спастись бегством, покинув свои машины, но были убиты пулеметным и автоматным огнем пехоты-десанта.
Но надо признать, что не все немцы праздновали труса в той критической ситуации – некоторые экипажи фашистов быстро оправились и начали вести огонь в ответ. Несмотря на то, что броня КВ-1 достаточно прочная для снарядов из Pz.Kpfw.35(t), но когда по тебе лупят одновременно не менее десятка стволов, это может закончиться плачевно. Колобанову пришлось отдавать приказ покинуть позицию, тем более все укрытия уже были разрушены выстрелами врага. Уходя из-под обстрела противника маневром, КВ-1 продолжал добивать врага.
Бой закончился не более чем через полчаса – вся колонна фашистов была уничтожена, а на КВ-1 около 150 отметин о попадании в него снарядов врага, но сама танк был в готовности продолжать бой. Боевая задача выполнена...
Награда за подвиг
Через несколько дней после этого боя «Красная Звезда» печатает заметку подвиге танкистов, а даже было подготовлено представление о присвоении членам экипажа к званию Герой Советского Союза. Но командующий только что созданного Ленинградского фронта генерал-лейтенант Попов не дал хода этому представлению – своим приказом он наградил:
- – командира орудия Андрея Усова орденом Ленина;
- – командира танка Колобанова и старшего механика-водителя Николая Никифорова орденами Красного Знамени;
- – младшего механика-водителя Николая Родникова и стрелка-радиста Павла Киселькова орденами Красной Звезды...
Почему танкистам не дали Звезду Героя?
Воины-танкисты были достойны самого высокого отличия. Но они не получили золотых звезд. Потому что были причины, по которым сначала опасались дать Героя командиру экипажа, а затем уже и нельзя было давать. В 1941-м не дали Колобанову Героя потому, что еще свежи были в памяти командования и особого отдела его братание с финнами 12 марта 1940 года – в день подписания мирного договора между СССР и Финляндией (инцидент спустили на тормоза, но не забыли).
А после войны не дали потому, что когда он командовал танковым батальоном Группы советских войск в Германии один из его подчиненных сбежал в зону, контролируемую англичанами. Колобанову грозил трибунал, но он отделался приказа командарма о неполном служебном соответствии и переводе для дальнейшего прохождения службы в Союз.
P.S. Зиновий Григорьевич Колобанов умер в августе 1994 года на 83-м году жизни.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи