Угодную Господу войну за обладание Палестиной, за возвращение христианскому миру поруганных неверными святынь вели не только французские, английские, немецкие рыцари. Рвались к Иерусалиму и крестоносцы из глубин Азии. Не все монголы оставались верными шаманизму. После образования огромной державы Чингисхана у монголов появилось много новых друзей.
И верили новые знакомые в иных богов. Монгольских воинов обращали в свою веру буддисты, магометане. Но не отставали в проповедях и христианские пастыри. Благодаря миссионерам, к 14 веку в туменах все больше становилось монголов-несториан. Причем несторианский вариант христианства поддерживал и высший командный состав, придворные круги в ставке великого хана. Сам хан Батый (как называли на Руси Бату-хана) совершал обряды несториан и был милостив к тем своим вельможам, кто разделял его веру.
Монгольские ханы-несториане водили дружбу с русскими князьями
Несторианство появилось при Нестория, Архиепископе Константинополя в 428—431годах. Учение церковного иерарха было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Суть несторианства заключалась в трактовке богословских понятий, связанных с определением сущности Христа – бога и человека. До 1313 года и принятия ислама несторианство вполне могло стать официальной религией высших слоев монгольской знати, верой армии и всего народа.
Христианство несторианского толка имело немало приверженцев в Китае 7-го века. Там разрешали строить церкви императоры династии Тан. Распространилось учение на Дальнем Востоке, в Индии. В 11 веке несторианство пришло к монгольскому племени кереитов. Митрополия в Кашгаре известна с 12 века. Археологи в 1886 г. в Семиречье в районе Пишпека открыли христианские кладбища с сирийскими надписями, датированные XIII—XIV вв
Царевич Сартак и Александр Невский: братья по христианской вере
Приверженцем несторианства были сын Бату-хана Сартак, с которым дружил князь Александр Невский. Гонений на христиан у монголов быть не могло по причине существования книги запретов и законов Чингисхана, которая предписывала уважать и почитать любых богов. Кстати, по этой же причине монголы не разоряли храмов на Руси и не истребляли по религиозным причинам монахов. Наоборот, оказывали помощь обителям и епископствам. Нашествие хана Хулагу, внука великого Чингисхана, имело своей целью достижение Багдада. В 1257 году монголы перебили исмаилитов в Персии и шли в Междуречье.
Монголы двинулись на арабов, покровительствуя армянским христианам. Супруга хана Хулагу Докуз-хатун исповедовала христианскую веру. Ее муж, несмотря на буддизм, был под большим влиянием несториан, которыми были его ближайшие полководцы. Естественно, верные идее всемирного братства верующих во Христа монгольские несториане стремились решать те задачи, которые предписывались религиозными соображениями. Для 14 века одним из главнейших задач христианства было освобождение от неверных мест, которые были связаны с событиями, описанными в Евангелии.
Союзником монголов охотно стал царь Малой Армении (Киликии) Гетум I, который реально надеялся при помощи монгольских воинов развалить Багдадский халифат и затем построить великое армянское царство. Нашествия монголов на Багдад в 1253 году Гетум I предложил верховному хану монголов Мункэ заключить договор о союзе, который являлся фундаментом крепкой дружбы между монголами и христианами. Согласно этому документу освобождались от податей христианское духовенство. Монголы должны были помогать в освобождении от сарацинов Святой Земли, а также захваченных арабами земель армян.
Распространение ислама и буддизма в XIV в. остановло деятельность как несторианских, так и других христианских миссионеров. Кровавое гонение на христиан произошло в 1338 г. (в Семиречье и Кульджинском крае). Христианство у монголов исчезало постепенно, из-за прекращения связей со странами христианской культуры, оно не оставило после 15 века о себе никаких следов, кроме алфавита сирийского происхождения, переданного от уйгуров монголам.