К середине XIV века турецкое могущество возросло настолько, что султан стал помышлять о захвате Южной Европы и о вторжении далеко за Дунай. Христианский мир был встревожен османской угрозой. Папа римский призывал к новому крестовому походу. Еще немного, как казалось в Риме, и турки высадятся в Италии. Мусульманам следовало дать отпор. И как можно скорее. папа римский очень надеялся, что на его призыв откликнуться рыцари Польши, Венгрии, Южной Германии, Чехии и Моравии.
И надежда римского престола оправдалась. Венгрия заручилась союзом с Польшей. При поддержке венгерских владетелей польский король Владислав решил вести европейцев на османов. И в сентябре 1443 года было собрано большое войско, насчитывавшее не менее 25 000 венгров, поляков и сербов. Рядом с Владиславом этой ратью руководил опытный венгерский военачальник Янош Хуньяди. С января 1444 г. христиане стали теснить османов, нанося им немалые потери. Столкновения закончились миром в Сегеде, подписанным на взаимовыгодных условиях 1 августа 1444 года.
Воины Европы в 15 веке
Но мир скорый мир не устраивал папство. В Риме хотели, чтобы турки были отброшены подальше в Малую Азию. Папский легат кардинал Джулиан Чезарини настоял на идее нового похода, уговорил короля Владислава нарушить мир. И 4 августа 1444 года Владислав объявил султану войну. Он надеялся при поддержке венецианского флота разгромить османов на Босфоре, чтобы положить конец их попыткам вторжений в Европу.
Королевская армия в 20 тысяч воинов в середине сентября перешла Дунай. Операциями руководил все тот же полководец венгров Хуньяди.
Христианам удалось захватить крепость Таш Хисар (Каменный замок), несмотря на потери, понесенные поляками и венграми после двух дней тяжелых боев. Это была крепость особого стратегического значения, она перекрывала проход через горы Балканского полуострова. Дорога на Адрианополь была открыта.
Основу ударной мощи войска султана составляла конница сипахов
Тем временем 18 папских, венецианских галер вошли в Дарданеллы с задачей не допустить турок в Европу. Но войска султана предприняли смелый маневр, чтобы пересечь Босфор. Туркам помогли генуэзцы, падкие на османские золото. Через пару дней с помощью своих итальянских друзей армия султана уже двигалась к Балканам. А разведка польского короля Владислава ничего об это мне знала.
10 ноября 1444 года венгерско-польско-валашские войска оказались под Варной в плотном кольце турецкой армии, которая превосходила их втрое. Султан Мурад II мог торжествовать, ему удалось ловко провести христиан.
Главная ударная сила армии Владислава состояла в основном из тяжелой и легкой кавалерии. Основой турецких войск были храбрые и фанатичные янычары - отличная пехота, прекрасно владеющая луками и холодным оружием. Янычары построили лагерь, усиленный рвами, валами с частоколом, чтобы парировать атаки конницы поляков и венгров. Пока янычары, находясь за полевыми укреплениями отбивали польско-венгерскую конницу, турецкие всадники охватывали фланги противника. Султан располагал прекрасной элитной тяжелой кавалерией, закованной в кольчуги отличного качества.
Султан Мурад II в лагере османской армии под Варной. Рисунок 18 века.
Христианские войска расположилось в форме дуги, изогнутой к противнику. Левое крыло, на котором сосредоточилась половина королевской армии, вскоре столкнулось с главными силами султана. Озеро Девна и одноименная заболоченная река защищали венгров от атак с фланга. Больше всего Хуньяди опасался флангового обхода со стороны турок.
Накануне генеральной баталии разразилась буря. В ее вихрях турецкая легкая конница которая попыталась обойти и обратить в бегство более слабое правое крыло христианской армии. Венгры дважды отбивали атаку врага. Затем атаковала анатолийская кавалерия, которая внесла панику в венгерские ряды. Над христианской армией нависла угроза флангового удара. Однако из центра двинулась венгерская кавалерия, которая мощным ударом отбросила атакующих турок. Погиб под венгерскими саблями командующий анатолийской конницей Карадья-бек, правитель Анатолии, зять султана. В турецких рядах царила неразбериха. Христиане нанесли ответный удар. Султан даже подумал о том, чтобы отойти с поля боя. Его единственной надеждой оставались невозмутимые янычары
Голова самонадеянного короля Владислава Варненского стала добычей турок
Думая, что наступил решающий момент битвы, и, не дожидаясь перегруппировки остальных сил, король Владислав начал атаку во главе большой группы польских рыцарей. Польская тяжелая кавалерия стремительно и мощно врезалась в четырехугольник турецкой пехоты. Польско-венгерский правитель и сопровождавшие его рыцари были немедленно окружены хорошо обученными янычарами.
Кто-то из янычар ловко подрубил сухожилия у королевского коня. Владислав оказался в пыли под ногами у янычар, которые не замедлили расправиться с королем. Некий янычар по имени Ходжа Чизир хладнокровно отрубил голову монарха. Смерть короля решила судьбу сражения. Польско-венгерская армия не смогла больше сражаться, рыцари Польши, а за ними и венгры стали поворачивать коней и вырываться из схватки. Правое крыло и центр христианской армии побежали. Только благодаря мужественности и военному таланту полководца Яноша Хуньяди удалось спасти часть сил и отступить в Трансильванию.
Сражение у Варны в 1444 году
Голову Владислава янычары передали султану, который приказал хранить ее в горшочке с медом. Много лет спустя этот кровавый трофей показывали иностранным послам как военный трофей, как свидетельство военного могущества султана Мурада II.
В Польше долгое время не верили в смерть Владислава. Ходили слухи, что молодой правитель находится в плену или что он предается благочестивым молитвам в одном из монастырей Испании. Позднее христианские монахи оправдывали неудачу польского короля гневом божьим. Якобы Господь покарал короля за его неуважением к христианским традициям и за нарушение монаршьего слова. Ведь Владислав сам нарушил мирный договор с османами.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи