Британская Смута 15-го столетия поэтично именовалась Войной Роз. На поверку поэзии в кровавых феодальных распрях не было никакой. Зато жестокости, коварства, смертей – в избытке. В 1485 году на троне Английского королевства восседал Ричард III, опиравшийся на клан Йорков. Отобрать власть у него мечтали оппозиционеры во главе с Генрихом Тюдором (его мать происходила из клана Ланкастеров). Главный претендент и враг Ричарда полагал, что ему удастся повелевать Англией с помощью наемного воинства, посланного королем Франции Карлом VII. Летом из бретонских портов на побережье Альбиона двинулась флотилия, с которой и десантировалась 7 августа 1485 года армия вторжения на берега Уэльса.
Генрих неслучайно выбрал для высадки именно Уэльс. Здесь было много недовольно указами короля Ричарда, который лишал земельных владений всех, кто был ему неугоден. Горожане тяготились ростом налогов. Крестьяне страдали от произвола королевской власти. Бароны западной Англии с воодушевлением встретили появление гостей из Франции.
Начало битвы при Босворте: Ричард беспечно ожидал приближения врага
Войско Генриха включало до 500 рыцарей из партии Алой Розы, тысячи шотландских горцев, 300 бретонских рыцарей принца Флибера де Шанде. По пути войско росло с завидной быстротой. Уже на исходе второй недели армия Тюдора оказалась у стен города Страффорда. Прием ему тут оказали великолепный. В войско вступили рыцари из восточной и средней Англии. Под стягом с Красным драконом, который развевался над головой Генриха, собралось до 10 тысяч вооруженных всадников.
Вся эта сила направилась в конце августа на Лондон. Ричард не спешил остановить продвижение конкурента. Его медлительность дала Тюдору возможность укрепиться и нарастить силы. На равнине у селения Босворт 21 августа король Ричард увидел грозное войско, справиться с которым было задачей непростой. Знамена с белым вепрем (войск Ричарда) вполне могли склонить перед знаменами с Красным Драконом (армии Тюдора).
С восходом солнца 22 августа армия Ричарда изготовилась к сече. Король разместил кавалерию на флангах. Сам возглавил строй рыцарской конницы впереди. Центр королевской позиции прикрывали пешие лучники. Битва при Босворте могла иметь совсем другой финал, если бы войско Стэнли перешло бы на сторону Ричарда. Но этого, как мы увидим, не случилось.
Фланги тюдоровского войска также прикрывала конница, в центре была пехота, вставшая у подножия холма. Резервом служил отряд самого Генриха (рыцари).Лучниками руководил герцога Норфолк. Его отряды прикрывала королевская артиллерия из казнозарядных орудий среднего калибра. Его величество Ричард возвышался на коне на холме Амбион во главе свиты, состоявшей из самых благородных рыцарей Англии. Левее, где-то у подножия занял место граф Нортумберленд с конницей. Соперник, Генрих Тюдор, доверил командование главными силами (ок. 6.000 воинов) опытному военачальнику графу Оксфорду. Со стороны обозревала поле битвы армия братьев Стэнли – Томаса и Уильяма. Первый приходился отчимом претенденту на престол, Генриху. Лорд Томас и его 6.000 воинов выжидали, надеясь поддержать победителя.
После залпов бомбард начались конные столкновения на флангах. Лучники с обеих сторон выпустили тучи стрел. Отряды Оксфорда на правом фланге прикрывало болото, куда мятежники напрасно пытались выманить всадников роялистов. Тогда Тюдор прямо на глазах наблюдавшей с холма королевской свиты развернул боевые порядки и направил их на другой фланг, к позициям герцога Норфолка. Совершить такой достаточно смелый маневр позволила немногочисленная и далекая от совершенства артиллерия, которая вела сильный, но малорезультативный огонь по войскам Оксфорда.
Король Ричард не рассчитывал, что битва при Босворте будет для него последней
Правый фланг роялистов, Норфолк, встретил наступавшего неприятеля выстрелами из луков и ручниц. Оксфорд проивзел перестроение войск, его стрелки открыли ответный огонь. Норфолк переместил знамя в первые ряды и повел своих бойцов с алебардами вниз по склону. У подножья холма закипела страшная рукопашная схватка, которая переросла в кровавую резню. Малочисленный противник держался стойко. Оксфорда поддержали рыцари из Франции и Уэльса, которые добивали королевскую пехоту. В конце концов пехота Ричарда не выдержала натиска французских наемников, которые вот-вот могли прорвать центр боевого порядка. Битва при Босворте вступила в главную фазу.
Тогда Ричард отправил на левый фланг кавалерию графа Нортумберленда, чтобы сбить противника и ослабить напор в центре. Однако граф и не подумал сдвинуться с места. Ричард осыпал проклятого графа отборной бранью и повел свой отряд прямо на ставку Тюдора. Он прорубался через ряды противника, свалил знаменосца Генриха. Перед Ричардом встал сэр Уильям Стэнли из Уэльса, решивший встать в ряды сторонников Генриха. Уэльсцы отбили атаку королевских воинов и отбросили отряд Ричарда от Генриха.
Рыцарей короля практически всех вырубили до последнего человека. И сам Ричард упал среди последних своих воинов. Говорили, что несчастного Ричарда добил граф Ричмонд со словами «Победа наша, сдох кровавый пес!» Возможно, это было красивой легендой. И никто никаких пышных фраз не произносил, поскольку сумятица в схватке была слишком большой. Участникам боя было скорее всего не до пафоса в духе шекспировской трагедии.
Рыцарство на поле битвы при Босворте
Гибель короля сразу уменьшила боевой пыл воинов. Сражение стало затихать по мере того, как участники боя узнавали о смерти Ричарда. Еще не остыл труп короля, как сэр Стэнли уже шарил в седельных сумах коня Ричарда. Там он нашел золотую корону. Прямо на поле боя уэльсцы и водрузили золоченый венец на голову Генриха Тюдора. Его провозгласили законным новым королем Англии Генрихом VII.
Мертвого Ричарда могли лицезреть зеваки в Лестере. Затем исколотое мечами и кровавое тело бывшего монарха поспешно закопали на монастырском кладбище. Никаких почестей не оказывалось. Тело Ричарда недолго покоилось с миром. При Генрихе VIII могилу разорили бунтовщики и выбросили прах в реку Сор.
Схема сражения при Босворте
Как обычно бывает, победители стали писать историю по своему усмотрению. Образ Ричарда в писаниях тюдоровских хронистов стал приобретать зловещие черты. Даже большой гуманист Томас Мор в 1513 году в «Истории Ричарда III» не пожалел красок, чтобы показать короля как самого лютого тирана, настоящего монстра. Правда, Томас Мор не мог предположить, что его, как и короля Ричарда, ждет насильственная смерть и посмертное презрение сильных мира. Приказ о казни гуманиста отдал в 1535 году сын непримиримого врага Ричарда – король Англии Генрих VIII.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи