В 1241 году вся благочестивая Европа готовилась к отражению нашествия с Востока, откуда надвигались конные армии неведомых кочевников, покоривших Китай и почти всю Азию. Монголы уже прошли огнем и мечом через Юго-Восточную Русь. Теперь настал черед Польши и Венгрии. На помощь полякам направились рыцари Европы, благословленные папой римским. Среди рыцарского контингента были представители рыцарских Орденов. В том числе и Немецкого Ордена.
Тевтонцы прибыли в лагерь силезского герцога Генриха Благочестивого, который собрал против монголов 40 тысяч пехоты и кавалерии. Король Польши Болеслава V уже был к тому времени разгромлен под Краковом (март 1241 года). Два тумена монгольских нукеров безнаказанно грабили Силезию и надо было их остановить, иначе монголы пробились бы к побережью Атлантики через Францию.
Монгольские тумены в действии
Герцог Генрих надеялся на помощь чехов. Их вел король Венцеслав. Задумка герцога состояла в том, чтобы закрепиться у городка Легницы (Лигницы) и ждать в глухой обороне союзников. Но монгольские военачальники имели хороших агентов. Им было все известно о передвижении и чехов, и силезцев. И в качестве первой цели монголы выбрали войско Генриха.
Жители Легницы заперлись в городе и отбили первые атаки монголов, пытавшихся овладеть стенами. Затем рыцарское войско решило попытать удачи в полевом сражении. И напрасно. Гораздо благоразумнее Генриху было бы дождаться подхода чехов, которых у короля Венцеслава, как говорили, было до 50 тысяч. Но силезский герцог понадеялся на божью помощь и отвагу тевтонцев, умевших умирать с молитвой на устах.
Сначала на стройные ряды рыцарей обрушился град стрел, которые с удивительной сноровкой выпускали быстрые всадники, налетавшие на строй силезцев с флангов. Впереди из-за дымовой завесы показался авангард монголов. Рыцари ударили на него, припустив коней и направив копья на степняков. Таранного удара рыцарской конницы монголы не выдержали, стали откатываться. Но тут произошло нечто непредвиденное. Тевтонцы имели опыт боев с восточной конницей, но они не ожидали, что монголы будут действовать с такой согласованностью и точностью.
Монголы в Восточной Европе
Против европейцев степняки применили тактику, на которую купились в 1223 году русские князья. Врага выманили под удар тяжелой латной конницы, которая провела маневр на окружение взятого в клещи неприятеля. Армия кочевников поразила европейцев своим секретным оружием. Установки, действовавшие в боевых порядках монголов, выпускали на рыцарей огненные ракеты, которые своим грохотом и вонью пугали рыцарских боевых коней. Ракеты, позаимствованные у китайцев, внесли немало сумятицы в ряды рыцарского воинства.
Тевтонцы бились храбро, оправдывая свою репутацию храбрых и умелых фехтовальщиков. Но против опытных и закаленных во многих сражениях монголов они, как и тамплиеры, иоанниты, добринские братья-рыцари, выстоять не смогли. Большая часть добровольцев, прибывших на подмогу герцогу Силезии была зарублена кривыми саблями пришельцев. В схватке был затоптан и раненый герцог Генрих Благочестивый. С ним погибли почти все представители рыцарских орденов.
Беглецов монголы настигали и в плен не брали. Им отрубали головы и ломали хребты. С трупов срезали уши в доказательство личной отваги и храбрости нукеров. Такие кровавые трофеи были свалены в громадные мешки, которые притащили в ставку чингизида Хайду, приходившегося родным внуком прославленному Угедэю.
Отрубленная голова герцога Генриха Благочестивого красовалась на монгольском копье у ворот Легницы. Труп несчастного силезского правителя едва отыскали в куче мертвых тел, сваленных на поле боя.
Тевтонские рыцари
Мужество тевтонцев все же не было напрасным. Рыцари нанесли достаточно ощутимый урон монгольским туменам и Хайду решил остановить победное шествие на Запад. Чешский король Венцеслав в одиночку не отважился противостоять кочевникам, но и монголы повернули в родные степи. Чехи между тем сумели добраться до лагеря германского императора Фридриха II Гогенштауфена, собиравшего новую рать против завоевателей.
В заключение уместно вспомнить цитату замечательного русского литератора-историка Владимира Яна: «Рыцари прусского Тевтонского ордена, построившись своим обычным строем «клином», как будто несокрушимой лавиной двинулись на монголов. Однако, несмотря на свое отличное вооружение, закованные в железо рыцари ничего не могли поделать с быстро ускользавшими от них монгольскими всадниками, которые внезапно поворачивали обратно, кружились вокруг рыцарей, яростно налетали и в конце концов стрелами и мечами разгромили прославленную конницу германских рыцарей, считавшихся в то время лучшими воинами «вечерних стран».
Битву при Легнице нередко сравнивают со сражением на реке Калке. Она стала точно такой же катастрофой в сознании европейцев, как и первая стычка с монголами объединенного русского войска. В память о гибели цвета европейского рыцарства на поле битвы у Легницы была возведена церковь, в которой молились о душах погибших защитников христианского мира.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи