Свои боевые суда викинги называли Langskip. такие суда больше известны как драккары, корабли с головами драконов, с высоко поднятой кормой. Военный корабль изготавливался скандинавскими мастерами так, что он мог выдержать северное море, в атаках быть максимально подвижным и управляемым, мог ходить на веслах и под парусом. Голова дракона символизировала боевой дух экипажа корабля.
Так, при атаке Нортумбрии (операция по захвату острова Линдисфарна в 793 году) деревянные головы чудищ-драконов очень сильно напугали местных монахов, которые приняли скандинавов за рать Сатаны. Монахи попрятались на берегу, в стране вспыхнула паника. Солдаты гарнизонов бросали оружие и дезертировали в леса подальше от морского берега.
Обычно голова страшного чудовища выставлялась перед самым сражением, а при визите викингов к дружественным народам голов суда шли без этих украшений. В качестве символа мира викинги поднимали на мачту белый щит.
Самые могучий военный корабль северян мог иметь до трех десятков пар весел. Скорость хода могла составлять, как определили современные ученые, до 12 узлов. Длина судов колебалась от 30 до 65 метров. Малая осадка драккаров делал их очень удобными для быстрых налетов на селения, расположенные вдали от береговой кромки. Драккары проходили по рекам и неожиданно появлялись у городских стен. так викинги атаковали Париж, где взяли богатую добычу. Низкие борты драккаров делали их малозаметными в волнах морей, позволяя незаметно подбираться к вражескому флоту.
Высота мачты на драккаре была не менее 12 метров в высоту, ее можно было быстро снять или поставить. Обычно паруса ставили перед началом атаки на побережье, чтобы получить выигрыш во внезапности нападения. На мачтах часто развевались разноцветные флюгеры.
Драккар для викинга был не просто средством передвижения, а настоящим домом, где хранилось оружие и добыча. Каждым веслом управлял строго назначенный воин, каждый знал свои обязанности. Экипаж совмещал функции гребцов и десанта. Викинги были хорошими моряками и обладали знаниями о морских походах, о технологии постройки судов. В походе экипаж мог самостоятельно устранить любую поломку.
Для постройки драккара подбирались дубовые стволы, которые сразу после заготовки расщепляли клиньями пополам. Разделение стволов производили вдоль волокон. Викинги считали, что для постройки судна достаточно только топоров, не обращая внимания на пилы (в корабельном деле не применялись, хотя были в ходу у скандинавов с 8 века). Также применялись сверла и долото. Самые именитые мастера гордились тем, что могут выстроить корабль только с помощью одного топора.
Обшивка корпуса военного корабля производилась досками внахлест. Крепления были деревянными — при помощи дубовых же гвоздей. Готовая конструкция корпуса корабля тщательно конопатилась и просмаливалась. Для примера: восстановленный в наше время военный корабль «Морской конь из Глендалу» потребовал до 300 дубовых стволов и 7 тысяч гвоздей, а также до 2000 метров канатов, 600 килограммов смолы.
Паруса викинги предпочитали делать из шерстяных тканей. Причем шерсть шла на паруса от овец североевропейской породы. От намокания ткань защищал тонкий слой жира, который имеется на шерсти. Практиковались паруса как прямоугольной, так и квадратной формы. На изготовление паруса 90 квадратных метров требовалось не менее 2000 кг шерсти и 150 часов кропотливой работы.
Технология отделки корабельного корпуса не менялась столетиями. Хорошо просмоленный и проконопаченный корабль хорошо держался на воде и развивал на веслах и под парусом высокую скорость.
По скандинавской традиции викинги любили давать имена разным вещам из своего обихода. Звучные имена были у кольчуг или мечей, шлемов, коней. Корабли также назывались поэтично. До нас, благодаря сказаниям скальдов, дошли названия судов викингов — «Лев волн», «Морской змей» или «Конь ветра». В таких эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.
Яркий пример сохранившихся судов викингов — Гокстадский корабль (еще известен и как драккар из Гокстада). Его нашли в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно относится к IX веку. Очевидно, как полагают археологи, на подобных кораблях отправлялись в свой последний путь умершие викинги.
Корабль из Гокстада в длину достигает 23 метра, в ширину 5,1 метров в ширину, длина гребного весла — 5,5 метра. Такое судно могло принадлежать крупному властителю — ярлу или хевдингу. Парус этого пошит из вертикальных полос.
Знаменитый драккар из Гокстада реконструировалин в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев создали точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, добравшись до США (приплыли в Чикаго).
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи