Бывалые фронтовые разведчики времен Великой Отечественной войны утверждали, что в боевом рейде в тылу врага были две главные вещи: маскировка и бесшумность. Боец должен был превратиться с тень, слиться с землей, туманом, ничем не выдать своего присутствия, пусть даже и находился в двух шагах от вражеского поста. Успешно выполнить боевую задачу можно было только при хорошем и удобном снаряжении. Таково было мнение начальника разведки 43-й отдельной стрелковой бригады подполковника Николая Поташникова.
Особенное внимание обращалось при отправке бойцов за линию фронта на обувь. Казалось, мелочь – ботинки, сапоги, да хоть лапти. Какая разница в чем пойдет в рейд разведчик? Но бывалые воины рекомендовали запасаться обувью сообразно характеру местности, в которой придется действовать. К примеру, в песчаной и сухой местности хорошо было надевать мягкую обувь, как у охотников. Подошли бы кожаные постолы, а то и просто самодельные чуни с толстой кожаной подошвой, достаточно гибкой и прочной. Такая обувь должна была быть прошита тонкими кожаными ремешками или сухожилиями. То есть еще накануне выхода спецгруппы надо было позаботиться о том, чтобы нога разведчика ступала неслышно. Навыки фронтового разведчика в Великую Отечественную войну постоянно совершенствовали, старались менять шаблоны.
Если не было возможности сшить такие охотничьи постолы, то следовало запастись брезентовыми башмаками или вообще резиновыми чулками. Сапоги нельзя было использовать для такого похода в тыл врага категорически, поскольку неприятель мог по следу, по форме каблука, подошвы определял присутствие у его позиций разведгруппы. Обычные армейские сапоги были неудобны и при переходе через болото, поскольку могли скрипеть. При пересечении песчаных карьеров, пустошей в них набивался песок (особенно, если приходилось много ползти).
Разведчики перед выходом в рейд
Из военных фильмов мы знаем: разведчики обязательно должны были попрыгать перед выходом на задание. Делалось это, конечно, для того, чтобы определить – хорошо ли пригнано снаряжение, нет ли посторонних звуков, бренчания. Для лучшей маскировки и беззвучности старались обматывать оружие ветошью, бинтами, которые летом замазывали землей, глиной.
При боестолкновении, которое обязательно возникло бы при обнаружении группы врагом, бойцы полагались на оружие ближнего боя, которое должно было быть скорострельным, надежным. Брали в рейд автоматы – не только из-за компактности, но и за хороший боекомплект. Кроме того имелись еще патроны в запасных дисках, полагалась пара гранат Ф-1. Причем гранаты раскладывали в разные карманы по одной штуке, как и автоматные диски.
В боевом дозоре
Обращалось внимание даже на, казалось бы, самые несущественные мелочи, которые значились среди навыков фронтового разведчика в Великую Отечественную войну. К примеру, спички в коробке могли шуршать, перекатываясь при движении. Потому их перекладывали кусочком материи или высушенным мхом, бумагой. Нельзя было брать в рейд никаких записей, газет, бланков, документов.
Одежда должна была быть просторной и удобной. Обычно надевали широкие шаровары, в зимнюю пору поверх ватника натягивали белую накидку, маскировочный халат или костюм. Костюм разведчика должен был быть прост, не сковывать движений, все тесемки должны были хорошо завязаны. Для пленных запасались тряпицами, смотанными в жгут.
В боевые дозоры разведчики выходили с минимальным снаряжением. Обычно брали стрелковое оружие – автомат и пистолет, кинжал, патроны, немного хлеба или галет. Примерно так же поступали и немецкие фронтовые разведчики. Тактика разведывательных отрядов по обе стороны фронта была примерно одинаковой. Советские и немецкие бойцы старались не оставлять свидетелей на своих маршрутах.
Опытные разведчики понимали, что надо знать хотя бы несколько фраз из языка противника. Знание иностранного языка не раз выручало при неожиданной встрече с врагом на нейтральной полосе. Один из советских разведчиков-фронтовиков вспоминал, как однажды ему спасла жизнь случайная фраза, которую он запомнил на допросе немецкого пленного. Немцы услышали свою речь и прошли стороной, не затронув советский дозор, укрывавшийся в воронке от взрыва.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи