В сердце британской разведки работало немало агентов советских спецслужб. Одним из них был Джон Кернкросс. У этого шотландца были свои соображения для работы против Британии. Джон верил, что когда-нибудь Шотландия обретет независимость от британской короны. Своих взглядов Кернкросс не скрывал, открыто заявлял о независимости Глазго от Лондона в кругу друзей. Однако на его карьере политические взгляды яростного шотландца не отразились.
Джон Кернкросс прошел хорошую школу в британском ведомстве иностранных дел. Затем он был допущен к деятельности и тайнам шифровальной службе Блетчли-парк. Был он также причастен к работе в английском Министерстве финансов, которое не менее ревностно хранило всевозможные государственные секреты, касавшиеся политики, обороны. Сотрудничество в «Сикрет интеллидженс сервис» открыло Кернкроссу доступ к необозримым массивам специальных сведений, имевших громадное государственное значение.
Информация о немецком танкопроме передавалась английским разведчиком Кернкроссом в Москву
Кернкросс одним из самых первых среди агентов Лубянки сделал правильный вывод о неизбежности войны СССР с гитлеровской Германией. Англичане собрали кучу прямых доказательств, свидетельствовавших о том, что операция "Морской лев" так и не начнется вермахтом, а большая часть германских дивизий нацеливается с конца 1940 года на восточные границы завоеванной Польши. Отсюда немцы намеревались ударить по Советам. Высшее советское руководство расценило предупреждения Кернкросса как хитрую провокацию британских империалистов.
Более того, несмотря на обильную секретную информации, Кернкросса чекисты подозревали в двурушничестве. Известна резолюция Иосифа Сталина на его шифровку: «Провокация англичан. Проверить!» Такие опасения были вызваны в немалой степени таинственным перелетом Гесса в Англию с предполагаемым планом заключения сепаратного мира. Кстати, цель визита Гесса, наци номер два, до нашего времени так и не выяснена абсолютно достоверно.
После развертывания боевых действий на территории СССР Кернкросс не переставал снабжать Центр сведениям о немецких вооружениях. Особенно ценной стала добытая им информация о новых германских танках "Тигр" и "Пантера". На этих тяжелых танках к исходу 1942 года были установлены мощнейшие двигатели. Немцы усиливали лобовую и боковую броню, делая свои машины неуязвимыми для советской артиллерии. Пушки советских танков оказывались бессильны перед новейшей бронетехникой Третьего Рейха. Армады новых "Пантер", "Тигров", самоходок "Фердинандов" должны были прорвать совесткий фронт летом 1943 года в наступлении в районе Орел–Белгород–Курск.
Сталин использовал информацию, полученную от своих агентов в Англии, на переговорах с союзниками
Сталин высоко оценил сообщение Джона Кернкросса и поставил задачу создать артиллерийский снаряд, который смог бы пронизывать 150-миллиметровую броню. В ходе развертывания операции по Курском английскому агенту стали известны сведения о немецких аэродромах, где базировались бомбардировщики. По 17 аэродромам были нанесены удары советской штурмовой авиацией, в результате чего сгорели до пяти сотен машин люфтваффе и удары германских ВВС в боях на Курской дуге были значительно ослаблены.
Сведения, сообщенные в 1943 году, главком Сталин оценил очень высоко. В декабре этого года появился Указ Верховного Совета. согласно которому Кернгросс стал орденоносцем -- кавалером ордена Красного Знамени. В знак признательности советское правительство назначило шотландцу ежегодную пожизненную ренту в 1000 фунтов стерлингов. Это были громадные деньги, которые выделялись немногим разведчикам.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи