К 1929 году очередь властвовать над Маньчжурией пришла молодому маршалу Чжан Сюэляну, который унаследовал от погибшего отца, правителя Чжан Цзолина неплохую армию. В его войсках были французские танки, японская артиллерия, самолеты из Британии и Германии. А еще десятки тысяч солдат, на штыках которых и держалась власть амбициозного Сюэляна.
Он решил подобрать остатки царского наследства и прикарманить Южно-Китайскую дорогу, которая наполовину принадлежала уже Советскому Союзу. Гражданская война закончилась, царское наследство приобрело новых хозяев с партбилетами в кармане.
Привыкшие решать дела быстро, по-военному, красные комиссары опасались вторжения войск Сюэляна в дальневосточные области. Наглый манчжур, мечтавший о новой империи, вполне мог решиться на такой шаг. Тем более. что его поддерживали западные страны.
Советские военачальники создают Дальневосточную армию (ОДВА). В ночь на 17 ноября 1929 года советские войска ОДВА перешли границу с Китаем. У станции Маньчжурия развернулись бои. Здесь манчжуры успели возвести укрепления: колючая проволока, рвы до 4 метров шириной плюс минные поля и ловушки. В укрепрайоне располагался гарнизон китайцев -- свыше 10 тысяч пехоты при 50 минометах, бомбометах, 20 пушках калибра 77 мм.
Прорывать полосу укрепленного района можно было без слишком больших потерь только с помощью бронетехники. Советские танки были представлены машинами марки МС-1, которые выпускались серийно в СССР. Выдвигали эту бронетехнику секретно, без разглашения в войсках. Всего красноармейцы располагали одной ротой МС-1.
Когда начался бой, советская пехота бросилась резать проволоку, забрасывая китайские блиндажи гранатами. Пошли в дело и советские танки. Однако появление бронированных монстров китайцев не испугало. В результате наступление теряло темп, танки вязли в обороне китайцев. Не хватило поддержки артиллерии. Одними танками в сочетании с пехотой прорвать линии укрепрайона так и не удалось.
Командование приказало остановить боевые действия. Решили ждать тяжелую артиллерию. С 18 ноября тактика советских войск переменилась. Теперь танки наступали повзводно, поддерживая пехоту при штурме дотов. Конная артиллерия под прикрытием танков могла разворачиваться и вести огонь по дотам. Однако и тут оказалось, что подавить батареи китайцев, уничтожить блиндажи советской конной артиллерии было не под силу. Китайцы отбивались гранатами и бомбометами. Дрались за каждый метр позиций, удерживая блиндажи. И это, несмотря на плохое качество китайских гранат и боеприпасов. Только по этой причине солдатам Сюэляна не удалось подбить ни одной единицы бронетехники наступавших. Зато из-за поломок на позициях застопорились сразу семь советских танков.
В конце концов сопротивление китайцев возле городка Маньчжурия было сломлено. Благодаря поддержке танкистов, пехота выбила врага из его траншей и дотов.
Опыт первого применения советских танков на КВЖД оказался весьма ценным для дальнейшего развития танковой тактики и применения ее во взаимодействии с пехотой при атаке. В своих рапортах командиры-танкисты отмечали необходимость наличия в танках картечных снарядов, радиостанций и ракет. Без средств связи танки иногда попадали в тяжелое положение, рискуя быть окруженными вражеской пехотой.
Для прорыва проволочных заграждений, отмечали танкисты, требовались более тяжелые бронированные машины на гусеницах. Также требовалось поставить дымовую завесу при начале танковой атаки.
Танки МС-1 были не самыми продуманными и эффективными образцами молодого советского танкопрома. Однако всего одна рота таких машин смогла показать всему миру, что массированное применение бронетехники, созданной СССР своими силами, уже способно привести к успеху на достаточно широком фронте.
Чем же был примечателен первый серийный танк Советского Союза МС-1? Хроника эпохи и технический обзор легкой бронетехники образца 1929 года.
{youtube}rRKpu4o941k{/youtube}