Кавказское побережье в 18 и в начале 19-го столетий было перевалочным пунктом для процветавшей торговли рабами. Отсюда добытых в набегах на русские области пленников переправляли на кораблях в Анатолию. Турецкие паши, богатые негоцианты составляли капиталы на работорговле, которая наносила прямой ущерб Российской империи. Понятно, что русские власти вынуждены были принимать меры по прекращению преступного промысла. Но сделать это было непросто. Турция регулярно высылала эмиссаров на Кавказ, которые тратили султанское золото на вооружение горских народов, на взятки знати, организовавшей разбой.
С укреплением России на Черном море возможности для разбойного промысла сужались. Черноморский флот уничтожал суда контрабандистов и пиратов. С завоеванием Крыма прекратилась связь Кавказа с турецкими форпостами. К середине 19 века горцы Кавказа стали ощущать серьезное давление со стороны России. Особенно это почувствовали племена, жившие за счет набегов.
Идея о массовом переселении черкесов, адыгов, убыхов появилась в окружении начальника Главного штаба Кавказской армии генерал-адъютанта Д. А. Милютина еще в 1957 году. До того момента с самого 18-го столетия русские войска планомерно вели боевые действия против кавказских народов. Например, русский генерал Засс проводил тактику выжженной земли, покоряя Восточное Закубанье. На землях, где жили шапсуги, темиргоевцы, абдзахи (абадзехи), натухайцы, бжедуги, кабардинцы, выжигались селения, уничтожались посевы, скот. По аулам велся обстрел орудиями полковой артиллерии. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление. В 1861 году идею Милютина поддерживал победитель имама Шамиля князь А. И. Барятинский.
Набег горцев Кавказа
В 1864 году сопротивление горцев Кавказа было подавлено русской армией. Войска расположились лагерями в долине Сочи, где русские генералы собрали представителей горских племен. Перед ними выступил сам великий князь Михаил Николаевич, который объявил волю государя императора. Горские племена должны были в месячный срок переселиться на равнины Кубани и заняться там мирным хлебопашеством и скотоводством. Земли отводились плодородные, гарантировалась охрана со стороны российской армии от любых посягательств на права горцев.
Это не был просто ультиматум, который диктовался силой оружия. Императорские власти гарантировали горцам вдобавок к земле еще и субсидии на обзаведение хозяйством. Главнокомандующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич Романов добился выделения на поддержку переселенцев на Кубань из бюджета военного министерства 100 тысяч рублей. Те, кто не желал переселяться в пределы Российской империи, мог перебраться в Турцию. При этом российские дипломаты вели переговоры с владельцами турецких кораблей. При транспортировке пароходами на каждого горца, независимо от возраста, выдавалось не менее 4 рублей серебром. То есть все расходы на переезд в Турцию оплачивались русским правительством.
Разорение мятежного горского аула отрядом казаков Кавказского корпуса
Предложение русской администрации о переселении горцев на Кубань было встречено князьями убыхов, шапсугов негативно, своих подданных они нацеливали не переход в Анатолию. И горцы Кавказа двинулись к погрузке на суда весной 1864 года. Семьи горцев должны были прибывать в турецкий Трабзон.
Но прием здесь оказывался со стороны турок не самый радушный. В местах, которые османские чиновники отвели для постоя переселенцам, царили антисанитария, голод. Чиновники пытались брать взятки, недовольных помещали в такие кварталы, где им приходилось испытать на себе неприязнь местного населения. Многие горцы умирали от голода и болезней, а похоронить их по законам предков не было никакой возможности. Свидетели (чиновники русского консульства) высказывали предположения о том, что османы нарочно создавали горцам многочисленные трудности, чтобы легче было проводить вербовку в отряды султанской армии. В Трабзон наведался Али-паша для отбора добровольцев в иррегулярные конные формирования, которые правительство Османской империи хотело сформировать из горцев для несения полицейской службы.
Князья убыхов у священного дерева
Деньги из казны султана никак не доходили до самих переселенцев и попросту разворовывались влиятельными османскими чиновниками. К тому же для поселения горцев турки хотели отвести самые ненужные никому территории, среди голых скал, где выращивать хлеб и разбивать виноградники было очень непросто, практически невозможно.
Турецкое правительство ввело в заблуждение адыгов. Хотя оно не могло обеспечить переселенцев приемлемыми условиями, но отправило своих представителей во все районы Черкесии, которые убедили оставшихся там жителей переехать в Турцию без исключения, пообещав им хорошую жизнь. Турецкий эмиссар Мухаммед Насарет писал: «Берите Ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов, и весь народ наш принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончании их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши!».
В горском ауле
Всего в Трабзон в начале 1860-х годов перевезли до 220 тысяч горцев. Как свидетельствовали наблюдатели-англичане, около десяти тысяч несчастных из-за голода были проданы туркам в рабство. Причем османы сделали все для того, чтобы продажа в рабство не слишком афишировалась среди официальных структур Турции.
Получилось, что турки просто предали своих бывших союзников, которые в годы многочисленных войн России и Турции проводили боевые операции в интересах султана: совершали диверсии в районах казачьих поселений на Кавказе, грабили обозы, уничтожали отставшие небольшие отряды русской армии. Так жестоко турки "отблагодарили" горцев Кавказа — голодом и явным геноцидом, о котором долгие годы у османов было принято не вспоминать.
Великий князь Михаил Николаевич Романов -- наместник царя на Кавказе
Переселение в Трабзон было остановлено русскими властями к 1867 году решением наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича. Он убедился, что на территориях, где раньше проживали горцы, земледелие приходит в упадок. Казаки в горы переселялись неохотно, рабочих рук не хватало.
Для восстановления в регионе прежде процветавшего садоводства, животноводства, пчеловодства и было постановлено остановить отток поселян, пресекая при этом деятельность турецкой агентуры, склонявшей горцев к смене местожительства.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи