Недолгой была история сепаратистского государственного образования в юго-восточной части Нигерии, которое было известно как Республика Биафра и просуществовало меньше трех лет (с 30 мая 1967 года до 15 января 1970 года). Сепаратисты много воевали. И бои она оставили прочный след в политической картине Африки, были отмечены страданиями местного населения, которое вымирало от голода, этнических чисток, ставших нормой. До сих эти раны нигерийского общества не излечены.
С обретением независимости в 1960 году Нигерии пришлось столкнуться с проблемами, аналогичными тем, с которыми столкнулись многие бывшие колонии: произвольные границы, этническое и религиозное разделение, сильные центробежные тенденции. Все это поставило страну на грань краха с момента ее рождения.
Гражданская война в Нигерии
Наследие колониализма
Территория, которая в будущем станет независимой Нигерией, была населена сотнями этнических групп, каждая из которых говорила на своем языке. Три самых крупных - это хауса-фулани на севере, йоруба на западе и игбо на юге. Они различались практически во всем, от этнической принадлежности до культурных традиций и религии. На это различие также накладывались религиозные различия. Европейские миссионеры активно христианизировали Юг, что часто сопровождалось включением обращенных африканцев в состав колониальной администрации. Таким образом, представители народа игбо, доминировавшие в Юго-Восточной Нигерии, стали рассматриваться другими этническими группами как пособники британских колониалистов.
Однако единственным связующим звеном была политическая зависимость от Лондона, которая в конечном итоге перестала быть консолидирующим фактором зарождающейся Нигерии. Не было чувства общности. Доступ к администрации в Лагосе для игбо был намного проще, чем для мусульман с севера. Эмиры запретили деятельность миссионеров на своих территориях, поэтому европейское влияние не нашло там благодатной почвы.
Как и во многих странах, созданных колониальными державами, местные элиты не видели необходимости сотрудничать для общего блага. Каждый пытался позаботиться о своих, будь то семья, клан или более широкая этническая группа. Это привело к тому, что осью разделения африканских политических групп стали этнос или география. Эмиры правили на мусульманском севере при поддержке консервативного духовенства, но они не могли объединить страну.
Солдаты войны в Нигерии
Нигерия обретает независимость и… проблемы
1 октября 1960 года была провозглашена независимость Нигерии. Страну возглавил Абубакар Тафава Балева (он был с севера), занял пост качестве премьер-министра, а президентство перешло к южанину Ннамди Азикив, известному как Зик. Такое разделение власти должно было способствовать консолидации Нигерии за счет вовлечения в управление представителей крупнейших политических лагерей. Однако новой стране пришлось столкнуться с насущной проблемой социального неравенства.
Прибыль от добычи нефти текла в бюджет огромным потоком. Элита погрязла в коррупции. А беднота голодала. В 1963–1964 годах прокатилась волна забастовок. Неприязнь к Лагосу, как это ни парадоксально, стала фактором, объединяющим людей всех национальностей. Беспомощное общество обратилось к вооруженным силам, которые рассматривались как сила, способная свергнуть коррумпированные власти. Реакция амбициозного офицерского корпуса не заставила себя долго ждать. После выборов 1964 года, на которых победил Народный конгресс Севера (37% голосов), гнев нигерийцев еще больше усилился - власти обвинялись в подлогах и манипуляциях, направленных на усиление элиты на Севере.
Одумегу Оджукву -- лидер сепаратистов в Биафре
Заговорщики идут напролом
В январе 1966 года из молодых офицеров сформировалась группа заговорщиков во главе с Эммануэлем Ифеаджуной - кстати, обладателем золотой медали в прыжках в высоту на Играх Британской империи и Содружества 1956 года. Планируемый в то время переворот позже назовут переворотом пяти великих держав. Офицеры убили премьер-министра и его жену, и страна погрузилась в первый крупный кризис в своей истории. В то время Зик находился за пределами страны, что привело к распространению слухов. Переворот стали отождествлять с попыткой игбо захватить власть в Лагосе.
Заговорщики недолго пользовались властью. Генерал-майор Джонсон Агуийи-Иронси, предчувствуя государственный переворот, покинул столицу со своими сторонниками. Вскоре он перешел в контратаку. После быстрого разгрома повстанцев генерал захватил власть, приостановил действие конституции и распустил парламент. В политике Агуийи-Иронси стремился централизовать и ограничить независимость отдельных регионов, что начало вызывать беспокойство на Севере. 22 июля 1966 года солдаты в Ибадане восстали, убили узурпатора, передали власть подполковнику Якубу Говону. Он казался идеальным кандидатом – выходец с Севера был христианином, принадлежал к небольшому и слабому племени, поэтому у него не было за спиной разветвленной племенной структуры. Подполковник был очень популярен среди солдат.
Сепаратизм принес Биафре голод и смерть
Но над страной снова сгущались черные тучи. Люди повторяли слухи о "заговоре игбо", который свергнул первого премьер-министра и приведет к полной маргинализации Севера в будущем. Этническая напряженность и стремление к мести привели к погромам. За три месяца было убито до 100 000 северных игбо.
Эта новость шокировала жителей Юга. Они доверили власть губернатору Восточной провинции полковнику Одумегву Оджукву, который и попытался создать свое государство Биафру. Состоялись переговоры между Оджукву и Говоном, которые завершились подписанием соглашения в Абури (Гана). Одной из основных целей была административная реформа и децентрализация Нигерии. Однако обе стороны представляли это совершенно по-разному. В конечном итоге самым большим изменением стало разделение страны на двенадцать провинций. Восточная провинция, политический и экономический оплот игбо, была разбита на три части, и местная элита потеряла контроль над важнейшим природным ресурсом - нефтью.
Рождение Биафры
Оджукву знал, что он не может бездействовать перед правительством в Лагосе. 30 мая 1967 года он провозгласил независимость Биафры. Началась гражданская война. Центральное правительство не восприняло республику сепаратистов всерьез. Это было сочтено еще одной попыткой государственного переворота, на этот раз амбициозными офицерами с Юга. Первоначально биафранцы добились большого пропагандистского успеха - они вынудили федеральные силы начать операцию. Повстанцы пытались представить мировому сообществу свою борьбу как защиту от агрессии правительства.
Сама борьба была похожа на перетягивание каната. Первые атаки центрального правительства отбили. Сепаратисты перешли в контрнаступление. Они направились в штат Ондо, воспользовавшись относительной слабостью федерального сопротивления. Правительство поспешно сформировало отряды во главе с полковником Муртала Мохаммедом. Они двинулись на восток из Среднего Запада (который был разделен на штаты Эдо и Дельта в 1991 г.) и восстановили контроль.
Наемники Штайнера хорошо заработали на войне в Биафре
4 октября 1967 года пала столица Биафры - Энугу. Во время операции «Коготь тигра» правительственные войска захватили главный сепаратистский порт Калабар. С начала 1968 года правительственные войска окружили территорию, находящуюся под контролем сепаратистов, и начали блокаду, применив самое жестокое оружие - голод.
В сентябре 1968 года Якубу Говон потерял терпение и объявил о плане последнего наступления, чтобы сломить сопротивление Биафры. Но, к удивлению федеральных властей, именно повстанцы проявили неожиданную инициативу и в 1969 году захватили Овернь и - на короткое время - вернули Энгу и город Бенин. Однако их цель заключалась не только в том, чтобы отбить территорию, но чтобы прорвать блокаду, поскольку изолированные биафранцы были отрезаны от продовольствия и оружия.
Гуманитарная катастрофа
Даже в момент начала войны положение сепаратистов было тяжелым. Не хватало вооружения и подготовленных кадров. Вооруженные силы Биафры не смогли вести на равных борьбу с нигерийцами. В Биафре лихорадочно создавали мастерские для изготовления винтовок и автоматов своими силами.
Большая часть тяжелого оружия, произведенного в Биафре, представляла собой бронетехнику, построенную на основе сельскохозяйственных тракторов. Приспосабливали для военных нужд и бульдозеры. Биафранцы также использовали услуги пилотов-наемников, в том числе польского летчика Яна Зумбаха и шведского -- графа Густава фон Розена.
Нигерия еще долго залечивала раны гражданской войны
7 января 1970 года федеральные силы начали операцию под кодовым названием «Хвостовой ветер», которая окончательно сломила сопротивление сепаратистов. Через несколько дней Одумегву Оджукву сбежал в Кот-д'Ивуар и оставил переговоры о капитуляции своему заместителю, вице-президенту Филипу Эффионгу. 14 января в Лагосе было подписано мирное соглашение, которое вступило в силу на следующий день. Он предполагал окончание боевых действий и полное возвращение территории Биафры Нигерии.
Сепаратистам не помогла помощь Франции. Правительства генерала Шарля де Голля и Жоржа Помпиду пытались заставить Яунде поддержать Биафру. Париж пытался усилить свое влияние и получить нигерийскую нефть.
Блокада Биафры обернулась гуманитарной катастрофой. Католические и протестантские организации многое сделали для смягчения последствий голода, но все равно население понесло большие потери. Нигерийские политики никогда не признавали, что геноцид имел место во время гражданской войны. По словам журналистов и миссионеров, более полумиллиона человек умерли от голода, еще столько же погибло во время погромов, бомбардировок гражданских объектов и отсутствия доступа к базовой медицинской помощи. Сами представители правительства Лагоса в 1968 году заявляли, что голод является одним из методов борьбы с сопротивлением сепаратистов. Метод оказался чрезвычайно эффективным: только по оценкам Красного Креста, каждый день от голода умирало около 9000 человек.