В мире остается немало регионов, где на фоне нерешенных политических проблем могут вспыхнуть новые очаги войны. Причем страны, имеющие на своем вооружении ядерное оружие, вполне способны прибегнуть к использованию тактических ядерных зарядов. Например, на Корейском полуострове неоднократно власти КНДР заявляли о том, что готовы парировать любые угрозы со стороны южан. Причем Северная Корея даже продемонстрировала на одном из парадов муляжи зарядов малой мощности, которые несли солдаты.
Американцы между тем создают термоядерные боеголовки сверхмалой (2–3 килотонны) мощности W76-2. Стратегия применения таких зарядов очень опасна. Пентагон полагает, что эти атомные боеприпасы будут переправляться спецгруппами или спецтехникой на территорию вероятного противника с целью подрыва до начала главной атаки. Получается, что американские стратеги всерьез допускают возможность ограниченной ядерной войны. США реально понижают ядерный порог, что они допускают для себя ведение ограниченной ядерной войны и победу в такой войне
Тактическое ядерное оружие в Европе
Как отреагирует на такой вызов Россия? В отличие от стратегических ядерных вооружений и боеголовок тактические ядерные боеприпасы никак не учитываются двухсторонними договорами. Если по СНВ-3 Россия может иметь не более 1550 ядерных блоков, развернутых на 700 носителях, то сколько тактических боезарядов и их носителей существует вообще – неизвестно. Как и в начале разоруженческого процесса 90-х годов, РФ и США сейчас не могут найти компромисса по этому вопросу.
Самое печальное и опасное, что подобные ядерные малые боеприпасы могут воспользоваться потенциальные террористы. Причем не только страны, но и подпольные экстремистские организации.
С ядерным ранцем за плечами можно перебраться через государственную границу на дельтаплане и не попасть в поле зрения радаров. Первые американские переносные заряды весили от 159 до 770 килограммов, что затрудняло их транспортировку вручную. Но со временем проблему решили: с 1964 по 1967 год были разработаны четыре разновидности боеприпаса SADM. Он представлял собой цилиндр диаметром 40 сантиметров, высотой 60 сантиметров и весом 68 килограммов. Мощность – от 10 тонн до килотонны тротилового эквивалента. Для переноски заряда использовался специальный рюкзак-контейнер, который подготовленный спецназовец вполне может переносить на себе длительное время. Ранее предполагалось десантировать группу на территорию противника парашютным способом. Один боец устанавливает мину, второй прикрывает.
Как ответ Пентагону в СССР с 1967 по 1993 год были созданы специальные малогабаритные ядерные мины РА41, РА47, РА97, РА115. Шла работа и над так называемыми ядерными ранцами РЯ-6 весом 25 килограммов и мощностью до килотонны. По некоторым данным, они даже стояли на вооружении в частях специального назначения. А для борьбы с диверсантами противника в 1972 году в странах – участницах Варшавского договора были организованы специальные взводы разведки и уничтожения американских ядерных фугасов. Личный состав изучал их устройство, располагал оборудованием для поиска и обезвреживания.
Ядерные арсеналы США в Европе
США увязли в Афганистане. Международные военные эксперты полагают, если судить по публикациям как в американской, так и в российской прессе, что военные круги Америки не готовы признать еще одно поражение своей армии в Азии. Совсем покинуть Афганистан американцы не могут, ведь это означало бы полное поражение. Без ухода армии США нельзя примирить стороны среди афганцев, участников конфликта. В Афганистане будет нарастать дальнейшая активизация попыток проникновения в страну радикальных исламистских организаций из арабского мира и Африки.
Для России Афганистан становится постоянно тлеющим источником, из которого время от времени будут вырваться языки пламени исламского экстремизма. Ситуация осложняется стремлением США препятствовать созданию и нового «Шелкового пути», ограничивая российское и китайское сотрудничество в Средней Азии.
Для нейтрализации конфликтов в Средней Азии в настоящее время Россия может воспользоваться военной базой с несколькими тысячами человек личного состава, с усилением до одной бригады сил спецназа и до 2-3 эскадрилий авиации.
На юге Африки возрастает влияние исламских фундаменталистов, которые проводят операции в Анголе. В ЮАР, отказавшейся от ядерных арсеналов, обстановка также может выйти из-под контроля. Там обостряются отношения между черным большинством и белым меньшинством. Речь может вскоре идти о «черном апартеиде». К тому же в Африке все больше проявляется китайское влияние. Китая поставляет оружие африканским государствам, как в центре континента, так и на юге. Причем распространение вооружений иногда никак не контролируется.
Если конфликты в Африке превысят «критическую массу», то возможно вмешательство и США. Американцы имеют свои интересы в горнодобывающей отрасли ЮАР, в Анголе, в регионе Персидского залива. В последнем регионе вырисовывается сложная обстановка в самом Персидском заливе, выход в который пытаются блокировать ВМС Ирана под прикрытием авиации. Иранские власти заявляли о расширении дальности своих новейших ракетных систем. Если события сложатся определенным образом, то нет гарантии того, что иранцы не найдут возможность нанести своими ракетами ядерные удары. Неизвестно, обладает ли в настоящее время Иран малыми ядерными боеприпасами. Но иранцы вполне могут иметь таковые, пусть даже и прибегнув к незаконным операциям.
В Европе учения по применению тактического ядерного оружия регулярно проводят солдаты бундесвера. На севере Германии располагаются арсеналы, которые могут применяться в случае военного конфликта с Россией на Балтике, у берегов Калининградской области. Этот российский анклав находится между территориями, на которых дислоцируются части армий НАТО. При необходимости натовцы применят ядерное оружие, отражая удары российского военно-морского флота и наземных сил.
Вероятность втягивания в конфликты в горячих точках мира для России неизбежна. С рядом стран на территории бывшего СССР Россия связана Договором о коллективной безопасности. Нельзя полностью исключить и подключения к военным конфликтам и вооруженных сил Китая, который может попытаться решить некоторые экономические проблемы военным путем.