Боевые действия в Нагорном Карабахе пристально изучались экспертами Пентагона. Обращалось внимание на тактику беспилотных ударных аппаратов, которые поражали бронетехнику в условиях горной местности. Высший руководящий состав Сухопутных войск ВС США, как сообщает пресса, пришел к выводу, что необходимо пересматривать подходы к организации системы противовоздушной обороны в современном бою. Необходимо иметь эффективные боевые средства для нейтрализации беспилотных летательных аппаратов противника, в том числе и их роев.
Говоря об опыте боев между войсками Армении и Азербайджана, генерал Джеймс Макконвилл заметил американским журналистам: «Это укрепляет некоторые из наших ранее высказанных предположений. Когда мы смотрим на будущие войны, мы полагаем, что нас будут оспаривать во всех сферах. Мы определенно столкнемся с большими проблемами и на земле». Генерал считает, что сегодняшнее превосходство США в воздухе не будет вечным. Авиации придется иметь дело с БПЛА разного типа. Именно эти аппараты и станут источником постоянной угрозы в недалеком будущем. Время пилотируемой авиации, похоже, заканчивается.
Анализ военной информации, полученной в Карабахе, заставляет, по мнению Макконвилла, искать новые пути для усиления противовоздушной и противоракетной обороны Сухопутных войск Соединенных Штатов. Вместе с тем военные эксперты Пентагона обращают внимание на то, что сохраняют свою актуальность и разные виды бронетехники. К примеру, танки Abrams и боевые машины пехоты Bradley остаются основой ударной мощи на суше. Они должны снабжаться эффективными передовыми средствами борьбы с БПЛА. Бронетехника и пехота в современном бою по-прежнему будут усиленно взаимодействовать.
Стрелки, как считают специалисты Пентагона, смогут обнаруживать и уничтожать расчеты противотанковых управляемых комплексов, а легкие и средние танки тем временем обеспечат защиту пехотинцев, поддержат их огнем с разных направлений. Американские военные больше внимания должны также уделять совместимости видов вооруженных сил и родов войск, а также обеспечивающих подразделений и частей. Координация действий в реальном бою должна занимать считанные мгновения.
Недаром на недавних учениях сухопутных сил на полигоне Юма в Аризоне объединялись искусственный интеллект, автономные системы и робототехника, чтобы как можно быстрее передавать данные от датчиков к средствам поражения. Во время сентябрьских учений на полигоне Юма этот цикл удалось сократить до промежутка менее 20 секунд.
Российские военные практики, если судить по публикациям в прессе РФ, недооценивают роль противовоздушных средств в бою. В последнее время армия России вела бои исключительно с иррегулярными формированиями, которые не могли применять современные образцы оружия, у них не было новейших БПЛА и самолетов. Такое положение может самым негативным образом повлиять на выполнение задач регулярными войсками РФ при боестолкновении с равным по силам противником.
Российским военным следовало бы обращать больше внимания на создание эффективной системы радиолокационной разведки. При этом зоны обнаружения РЛС всех типов (с многократным перекрытием) должны обеспечивать обнаружение и сопровождение всех возможных воздушных объектов с предельно малых высот. К этому надо добавить, что практически уже ко всем типам современных локаторов надо добавлять оптический канал. Затем требуется создать автоматизированную систему сбора, анализа радиолокационной информации и выдача своевременных целеуказаний всем возможным огневым средствам. Решать такие задачи должен помочь искусственный интеллект.
К борьбе с БЛА могут привлекаться боевые вертолеты (специально подготовленные экипажи и боевые машины), укомплектованные подвесными контейнерами с 12,7-мм пулеметами — от 6 до 12 на каждом вертолете. Чтобы всего одна выпущенная очередь приводила к безусловному поражению БЛА, поскольку второго захода на цель может и не быть. Однако вертолеты смогут догнать БЛА далеко не всех типов. К примеру, большие беспилотные летательные аппараты обладают скоростью существенно большей, чем самый продвинутый вертолет. И в ряде случаев он может и не настичь БЛА. Для уничтожения беспилотников следует привлекать самолеты типа Як-130 и даже легкие турбовинтовые самолеты типа EMB-314 Super Tucano бразильской фирмы Embraer, оснащенные подвесными контейнерами с большим количеством стволов пулеметов и пушек калибра 12,7-23-мм.
Пулеметные установки на маневренных бронемашинах следует применять против барражирующих боеприпасов. Скорострельные пушки также могут сослужить хорошую службу. Особенно тут поможет комплекс «Деривация-ПВО», который снабжается 57-мм автоматической пушкой с высокой скорострельностью. В борьбе с БПЛА и барражирующими боеприпасами должен применяться комплексный подход, в котором нет никаких мелочей и второстепенных задач.