Упорная оборона красноармейцев в Сталинграде сорвала планы гитлеровского командования, рассчитывавшего взять город на Волге мощным комбинированным ударом танковой армады, авиации, артиллерии. Немцам пришлось ввязаться в изматывающие уличные бои, в которых дешево не отдавался ни один метр территории. С первых же дней продвижение вермахта к Волге через улицы и площади Сталинграда забуксовало.
Боевым группам вермахта, наступавшим в Сталинграде пришлось пробиваться не только через стандартное боевое противодействие бойцов РККА, но и бороться с дополнительными проблемами. Немаловажным фактором, ослаблявшим натиск немцев, была местность, которая давала преимущества противнику. Снабжение атакующих частей 6-й армии Паулюса, как отмечают немецкие историки, не всегда оставалось на высоте, поскольку эта армия находилась в конце очень длинной линии снабжения.
Как правило, для атаки пехотная рота вермахта принимала отработанный боевой порядок. Головной взвод действовал, как ударный элемент. Два отделения (группы) шли вдоль основной улицы, по одной группе вдоль каждой ее стороны. Третье отделение продвигалось с охватом по крышам или задним дворам.
Для этой цели отделения снаряжались, как ударные (штурмовые) отряды. На себе солдаты несли только легкий штурмовой рюкзак. В бой брали пистолеты и автоматы (пистолеты-пулеметы), а также дополнительные боеприпасы, дымовые шашки для ослепления противника и ручные гранаты – самое важное оружие пехотинца в бою в городе.
Немецкая артиллерия в боях за Сталинград
Пулемет MG 34, разработанный как универсальный, в уличных боях показал себя слишком громоздким и тяжелым. Потому ударные отряды частично применяли чешские легкие пулеметы ZB-26, заимствованные в тыловых службах. Советский пистолет-пулемет ППШ 41 немцы широко использовали ( когда была возможность взять такие трофеи) из-за внушительной емкости дисков.
Для поддержки атаки пехота вермахта пользовалась минометами разных типов. Так, с большим успехом применялись 50 мм минометы «Гранатверфер 36» (Granatwerfer 36). Позднее, в 1943-44 гг. также стали эффективны РПГ «Панцерфауст» (Panzerfaust). Частично ударные отряды формировались из саперных частей. С помощью зарядов ВВ они расчищали заграждения и оказывали помощь при штурме домов, занятых противником.
Германская пехота на рубеже атаки
Второй взвод пехотной роты обеспечивал огневую поддержку передовым штурмовым отрядам. Для этого он усиливался дополнительными пулеметами и тяжелым оружием: пехотными орудиями и противотанковыми пушками.
Под таким прикрытием атакующие подразделения пробивались к заранее определенным рубежам, в основном на короткой дистанции. Оттуда они блокировали район позади себя, чтобы предотвратить последующий поток советских войск и обеспечить подход тяжелого вооружения. Затем все начиналось снова.
Третий взвод роты действовал в качестве резерва и должен был очистить занятый участок местности. Он уничтожал возможные оставшиеся в тылу или со временем возникавшие очаги сопротивления. Последние получали подпитку солдатами Красной Армии, которые либо были смяты наступлением, либо проникали за немецкие позиции по непросматриваемым участкам местности ночью, по крышам или через канализацию. Подобные способы ведения боя немцы считали «вероломными», в связи с чем, листовка 305 пехотной дивизии в Сталинграде требовала:
Таким образом, усиленная рота продвигалась вдоль улицы. Батальон с резервной ротой мог атаковать по двум параллельным улицам. Этот боевой порядок позволял сформировать дополнительные рейдовые отряды для более высокого темпа наступления и обеспечивать фланги, если не все удары развивались с одинаковой скоростью. По мере того, как немецкие наступательные силы истощались, соединения вермахта всё реже могли строить свои ударные части в столь эшелонированный боевой порядок.
Сначала немецкая артиллерия и авиация еще использовались для подавления противника, но постепенно они все больше уходили от этой задачи. Вскоре дистанция между противоборствующими сторонами сократилась настолько, что можно было легко поразить свои собственные подразделения. Красноармейцы старались держаться ближе к передовым позициям врага, чтобы избегать ударов люфтваффе.
В результате вермахт стал применять артиллерию и авиацию для блокирования атакуемого района и сковывания противника на флангах, которые еще не были атакованы. В целом, однако, эффективность артиллерийского огня и бомбардировок снизилась, поскольку оборонявшиеся покрывали свои позиции обломками, получая, тем самым, дополнительную защиту.
Для ее преодоления и поддержки пехоты использовалось тяжелое оружие. Помимо уже упомянутых образцов, боевые группы сопровождали одиночные легкие полевые гаубицы. Они вели огонь прямой наводкой. Расчет и сопровождающая его пехота толкали орудие вперед. Ствол заряжали снарядом заранее, чтобы иметь возможность произвести выстрел в любой момент. Таким же образом использовались и тяжелые зенитные орудия, в то время как легкие зенитки больше служил для сдерживания противника.
Немецкие военнопленные зимой в Сталинграде. Финал гитлеровской группировки.
Где было возможно, наступающую пехоту поддерживали танки и штурмовые орудия. Поскольку обычная техника с 75 мм пушками обладали слишком малой огневой мощью, для боев в Сталинграде тяжелые пехотные орудия впервые установили на шасси танка Panzer III. Они оказались особенно эффективными, поскольку их снаряды с более чем восемью килограммами ВВ могли разрушать дома.
Требовалось четкое взаимодействие с сопровождающей пехотой и саперами. Особенно важно было, чтобы танк находился не перед, а в боевом порядке или позади своей пехоты. Это помогало избежать советских противотанковых подразделений и мин, которые противник мог легко спрятать в руинах.
Зимняя прогулка немцев в Поволжье
Поскольку в своей массе пехотинцы не обучалась взаимодействию с танками, часто возникали недоразумения, которые приводили к ненужным потерям боевой техники и личного состава. Опасность для экипажей, которые часто маневрировали с открытыми люками, также представляли вражеские снайперы.
Уличные бои в Сталинграде потребовали особенно тщательного планирования. В период подготовки пытались добиться максимально точной разведки позиций противника. Часто это отнимало много времени. Боевые группы собирались перед каждым боем. Атакующие части подробно инструктировались о плане предстоящего боя, по возможности, с помощью схем, моделей местности, аэрофотоснимков и карт. Однако вскоре, из-за разрушений на планы города нельзя было положиться.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи