На войне порой слово опаснее для врага, чем пули, бомбы и снаряды. Неслучайно Красная армия выдвигала на передний край агитационно-информационные пункты, которые вели пропаганду на германские войска. Особенно эффективной такая агитационно-пропагандистская работа бывала на заключительном этапе Великой Отечественной войны, когда гитлеровские солдаты все больше понимали бессмысленность кровопролития.
Для ведения пропаганды выделялись передвижные установки типа МГУ-39, которая представляла собой автомобиль с будкой. На ее верху монтировались трубы громкоговорителей. В составе рабочей группы всегда были водитель, диктор, бойцы охраны. На позиции установка выдвигалась в ночное время. Как правило, под покровом темноты экипаж готовился к передаче. Диктор начинал свое обращение утром, произнося заготовленный текст на немецком языке. Обычно это были известия о поражениях немецких войск, о гарантиях для тех, кто решит сдаваться в советский плен. Передача была, как правило, слышна в округе на 3-4 километра в зависимости от мощности громкоговорителей.
Немцы старались помешать агитации противника. По месту дислокации передвижной установки непременно открывался минометный или артиллерийский огонь. Иногда гитлеровцы посылали специальные группы, которые имели задачу нейтрализовать установку. Так что агитаторам надо было после передачи срочно менять место размещения.
Одним из таких дикторов был храбрый офицер РККА капитан Владимир Шейнцвит. Он вел агитационно-пропагандистскую работу на части вермахта на чистом немецком языке, который знал в совершенстве. Он владел берлинским диалектом. Сын работника советского торгпредства, он прожил в немецкой столице 15 лет.
Агитационный пункт на позиции Красной армии
На фронт Владимир попал в качестве добровольца. Сражался отчаянно храбро, не раз участвовал в рейдах по тылам противника, облачившись в форму нацистского офицера. Служил Владимир Шейнцвит в политотделе 4-й ударной армии. Только за два летних месяца 1942 года он провел 45 передач с помощью установки МГУ-39 на дистанции в 40-50 метров от окопов немцев. Вел свои передачи Владимир виртуозно, нередко давал слово пленным солдатам вермахта, которые рассказывали об условиях для пленных, о своем отношении к гитлеровскому режиму. Всего за 1942 год им было осуществлено до 2 тысяч передач.
Владимир Шейнцвит -- офицер РККА
В декабре 1942 года под Великими Луками части РККА окружили немецкую группировку. Ликвидация ее могла повлечь за собой новые жертвы среди личного состава Красной армии. Тогда начальник немецкого отделения 7-го отдела ГПУ полковник Иосиф Брагинский взялся сагитировать немцев положить оружие. Ему помогал в качестве парламентера и Владимир Шейнцвит. Группа советских офицеров прошла через немецкие позиции и хотела войти в штаб командира группировки оберста фон Засса, который дислоцировался в Великих Луках. Чекисты надеялись уговорить немецкого командира капитулировать. Их вычислили. В центре города завязалась перестрелка. Группа вынуждена была отступить. На этот раз агитационно-пропагандистская работа в немецком тылу, казалось, была провалена.
Тогда ставка была сделана на агитационные установки. Пропаганда возымела действие. Почти 3 тысячи гитлеровцев сдались. За блестящее проведение этой операции старший лейтенант Шейнцвит был удостоен ордена Красной Звезды.
Жизнь храброго офицера-переводчика оборвалась трагически. Двадцатилетний капитан в 1943 году заболел сыпным тифом на фронте. Вылечить его не смогли, организм не выдержал. Похоронили Владимира осенью того же года в Москве на Новодевичьем кладбище.
Комментарии
Вы - не умный человек.
Простые окопники им по пояс кланялись. За что? Сами догадайтесь
RSS лента комментариев этой записи