В марте 1939 нацистская Германия осуществила вторжение в Чехословакию. После этого начался спешный и массовый выезд еврейских беженцев ( далее Б.) со всех территорий, подвластных Рейху. С каждой последующей волной эмиграции количество евреев, искавших прибежища, возрастало, их экономическое положение становилось все хуже, а возможностей для выбора страны проживания - все меньше по мере ужесточения иммиграционных законов за границей. Большинство стран встретили с симпатией представителей первой волны эмиграции; эмигрантов второй волны воспринимали в лучшем случае безразлично; беженцам третьей волны пришлось столкнуться с повсеместно и стремительно принятыми ограничениями в иммиграционном законодательстве.
Немецкая пехота марширует по площадям и улицам Праги
В течение 1930-х гг. США не меняли иммиграционные законы и систему квот в отношении Б. из нацистской Германии и не проводили разграничения между еврейскими Б. и всеми прочими иммигрантами. Во время четвертой волны эмиграции большинство государств закрыло въезд как для желавших оформить постоянное проживание, так и для транзитных переселенцев, а когда началась пятая волна, в некоторых странах организовали временные лагеря для размещения Б. в целях их дальнейшего перемещения. К началу 2-й мировой войны в сент. 1939 св. 100 тыс. евреи были разбросаны по территории Европы. Всего еврейских Б. с территории Великой Германии приняли 87 стран в Европе и за океаном.
Первая волна Б. устремилась, в основном, в соседние государства - Бельгию, Голландию и Францию, а также в Великобританию, Люксембург, Швейцарию, Чехословакию, Югославию, Испанию, Португалию, Швецию, Норвегию и Данию. Небольшое число Б. пересекло Атлантику; в 1933 количество германских евреев, прибывших в США, было ниже ежегодной иммиграционной квоты, отведенной Германии. В этот период наибольшее количество еврейских Б. из Германии пришлось на Палестину, находившуюся под мандатом Великобритании.
Фюрер в Праге. Парад немецких войск.
В ходе второй и третьей волн эмиграции Б. стали отдавать предпочтение заокеанским вариантам. Отчасти подобная перемена географической ориентации была обусловлена семейными узами. В ряде случаев недавние эмигранты воссоединялись с близкими родственниками; в др. ситуациях потенциальные эмигранты восстанавливали прежние семейные связи с теми, кто давно выехал в др. страны на постоянное жительство. Вместе с тем число Б., нашедших желанный приют в Палестине, уменьшалось. Количество выдаваемых евреям виз на въезд в Палестину резко сократилось. Причиной тому были сложности экономического характера и изменения в британской иммиграционной политике.
Следует учитывать, что официальные данные не содержат полной информации по данному вопросу, поскольку большое количество евреев въехало в Палестину нелегально. Нелегальную доставку Б. морским транспортом осуществляли частные европейские предприниматели, различные палестинские организации и даже нацисты, стремившиеся всеми способами активизировать процесс выдворения лиц еврейской национальности. В ходе четвертой волны эмиграции евреев с территорий, подвластных Германии, поток Б. вновь устремился преимущественно в страны Западной Европы. Пятая волна представляла собой отчаянное бегство в любом возможном направлении. Из примерно 360 тыс. евреев, покинувших Великую Германию перед войной, ок. 150 тыс. остались в континентальной Европе и Великобритании (50 тыс. на постоянное жительство и 100 тыс. в ожидании возможности отбыть за океан). 40 тыс. оказались во Франции, 30 тыс. - в Голландии, 25 тыс. - в Бельгии и 100 тыс. - в Швейцарии. Великобритания приняла примерно 50 тыс. евреев из Германии и Австрии и еще 6 тыс. из Чехословакии.
Что касается заморских стран, то наибольшее число еврейских иммигрантов из Великой Германии приняла Палестина - св. 46 тыс. чел. (36 тыс. из Германии, 5,5 тыс. из Австрии и 4, 7 тыс. из Чехословакии). Вплоть до конца 1930-х гг. в приеме Б. лидировали США, куда в 1938 переселились почти 20 тыс. евреев, а в 1939 - св. 43 тыс. - более половины от общего числа иммигрантов в США этого года. Международное поселение в Шанхае приняло 17 тыс . евреев из Великой Германии (из них 75% - в 1939). В 1933-39 в Канаду прибывало ежегодно всего несколько сотен евреев; несколько тысяч отправилось в Южную Америку и еще несколько сот - в Южную Африку. После вторжения Германии в Чехословакию многие неевропейские страны принимали только близких родственников своих постоянных жителей.
Немецкие мотоциклисты в Чехии
Некоторые еврейские организации как в Германии, так и в др. странах старались облегчить участь Б. , покидавших Рейх. Наибольший вклад в это дело внес Союз помощи немецких евреев (Hilfsferein der Deutschen Juden), который оказывал помощь желавшим отправиться за океан или же в Великобританию и страны континентальной Европы, а также Палестинское бюро Еврейского агентства, координировавшее вопросы выезда в Палестину.
За пределами Германии вопросы перемещения еврейских Б. из одной страны в другую решала организация ПИАПЭ, чей основной офис располагался в Париже. Эта аббревиатура образована из названий трех головных организаций: Еврейское общество помощи иммигрантам (ЕОПИ, Нью-Йорк), Ассоциация евреев-переселенцев (АЕП, Париж) и Эмигдирект (Берлин). Их деятельность финансировали Джойнт, АЕП и Центральный британский фонд помощи немецким евреям. Переселение евреев из Германии в Палестину стало возможным отчасти благодаря специальным фондам, собранным евреями по всему миру, и Хааваре - соглашению, заключенному между Еврейским агентством и правительством Германии по переводу собственности евреев из Германии в Палестину.
В рамках организации помощи Б. разрабатывались и осуществлялись также специальные программы по спасению детей. 9 354 ребенка к моменту вторжения Германии в Чехословакию были переправлены из Германии в Великобританию, 7 482 из них были еврейской национальности. Ок. 1500 детей нашли приют в Голландии, 1 тыс. - в Бельгии, 600 - во Франции, 300 - в Швейцарии, 250 в Швеции и 240 - в США.
Сионистская организация осуществила специальную программу по отправке молодых евреев, преимущественно с подвластных нацистам территорий, в Палестину. В соответствии с этой программой, получившей название Молодежная Алия 4 885 еврейских мальчиков и девочек из Германии. Австрии, Чехословакии, Польши, Румынии и Венгрии в 1933-39 были переправлены в Палестину.
В окт. 1933 под эгидой Лиги Наций была создана Верховная комиссия по делам беженцев из Германии под председательством Джеймса Дж. Макдональда (США). Из-за возражений со стороны Германии Комиссия не входила напрямую в структуру Лиги Наций и была фактически бессильна что-либо предпринять. 31.12.1935, когда после принятия Нюрнбергских законов ситуация обострилась, Макдональд подал в отставку в знак протеста против того, что дипломатическая корректность ставится выше элементарной гуманности в отношении беженцев из Германии. Он утверждал, что без полномочий со стороны Лиги Наций никаких серьезных результатов добиться невозможно.
Вторжение Германии в Чехословакию еще больше усугубил проблему Б. Президент США Ф. Рузвельт пригласил европейские и южноамериканские страны принять участие в международной конференции по вопросу Б. из Германии, заверив участников в том, что «Ни одну из стран-участниц не будут просить или обязывать принять количество иммигрантов, превышающее нормы местного действующего законодательства». Конференция прошла 6-15.6.1938 в городе Эвиан, на границе Франции со Швейцарией. На ней был учрежден Межправительственный комитет по делам беженцев, который, в свою очередь, учредил Бюро помощи беженцам со штаб-квартирой в Лондоне под руководством американского директора. Вместе с тем эти организации не разработали какого-либо плана обустройства бездомных Б. В февр. 1939 Бюро вошло в состав Верховной комиссии по делам беженцев.
Вплоть до нападения на СССР в июне 1941 нацисты не препятствовали евреям, покидавшим Рейх; напротив, они стремились освободить его от евреев. На процессе в Иерусалиме Эйхман утверждал, что «окончательное решение» стало возможным по причине противодействия процессу иммиграции евреев в мировом масштабе.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи