Войны с германскими племенами маркоманов стали продолжением беспрерывной череды конфликтов, которые были связаны с римской экспансией в Европе. После реванша, последовавшего за разгромом римских легионов в 9 году в Тевтобургском лесу, римляне периодически проводили акции устрашения против германцев. Часть племен подкупалась, получая приглашения на римскую службу (батавская конница, отлично зарекомендовавшая себя в кампаниях римлян).
Во втором веке римлянам пришлось в течение тринадцати лет воевать с германскими народами маркоманнов и квадов. Причиной возникновения так называемых маркоманских войн (167–180 гг.) таились в миграционных процессах и цивилизационных изменениях, которые имели место в I и II веках нашей эры в Центральной Европе, в то время населенной многочисленными варварскими племенами. Эти миграции народов были сложным и довольно длительным процессом, хотя чаще всего он связан с великим переселением готских и гепидских племен, которые двигались из своей родной Скандинавии к Черному морю. Миграция готов вызвала серию перемещений населения и кровопролитных межплеменных войн на основе цепной реакции почти во всей Центральной Европе. Местные народы (в основном германские), вытесненные готскими захватчиками, нуждались в новых территориях, поэтому их взоры были обращены на богатые земли Римской империи.
В начале тысячелетия маркоманам удалось создать сильное государство на территории нынешней Богемии и Моравии. Император Август готовился к войне с маркоманами, но неожиданное и катастрофическое поражение в Тевтобургском лесу (9 г. н.э.) заставило его отказаться от своих экспансионистских планов. Восемьдесят лет спустя императору Домициану пришлось вести первую войну с маркоманами и квадами (89–92 гг.). Близость римской границы значительно ускорила развитие цивилизации маркоманов. Умело наблюдая за своими продвинутыми соседями, германцы смогли не только поднять уровень ремесленного мастерства, но и частично освоить римское военное искусство.
Войны с маркоманами в 170 году
Германские и сарматские нашествия обрушились на Римскую империю в крайне неблагоприятный момент. В то время (162–166 гг.) Рим воевал на востоке с парфянским государством. В ходе наступления 163–166 гг. римляне захватили Армению и северную Месопотамию и разрушили парфянскую столицу Ктесифон. Однако ужасная чума уничтожила легионы и вынудила римских легатов остановить кампанию. Был достигнут мир, по которому Рим должен был довольствоваться только восстановлением суверенитета над Арменией. Легионы, вернувшиеся с войны, принесли с собой чуму, которая быстро распространилась почти по всей империи, достигнув Рима (167 г. н.э.) и даже Галлии и Британии. Ситуацию усугубил голод, поразивший Италию. И вот в таких условиях император Марк Аврелий должен был вести войска против германцев на Дунай.
Первый инцидент на границе с Дунаем произошел на рубеже 166 и 167 годов (точная дата неизвестна). Почти 6000 германцев, изгнанная своими соседями из своих родных земель на нижней Эльбе, форсировала Дунай и вошла в римскую провинцию Верхняя Паннония. Там лангобарды были разбиты кавалерийским корпусом во главе с Виндексом. Однако это неудачное вторжение было лишь предвестником грядущих событий. Уже в начале 167 г. маркоманы и квады потребовали вместе с другими племенами права поселиться в Риме.
Схватка римлян с германцами на колонне императора Марка Аврелия
Совместными усилиями римских дипломатов и легионеров удалось временно отложить войну. Император Марк Аврелий в дипломатической и военной сферах продолжал предпринимать меры, направленные на обеспечение безопасности на Дунайской границе. Он разрешил некоторым германским племенам селиться в римских провинциях. Согласно древнеримскому принципу divde et impera он надеялся, что сможет посеять рознь между германцев и убедить их сражаться друг с другом, а не с Римом.
Римляне старались укреплять свои опорные пункты на Дунае. Но в эпоху Марка Аврелия два легиона отсюда вывели на войну с парфянами и для охраны Италии. В провинции Паннония - которой больше всего угрожало нашествие маркоманов и квадов - все еще оставалось три римских легиона. Всего в начале войны у Марка Аврелия было девять легионов на Дунае (разбросанных от Альп до Черного моря), четыре на Рейне и два в Дакии. В случае вторжения они могли полагаться на систему укреплений, построенную на Рейне и Дунае во времена Домициана. Вдобавок Марк Аврелий приказал создать вторую линию обороны для защиты северной Италии. Он принял меры для того, чтобы и не дать варварам пересечь Альпы.
Начало боевых действий в 167 году было неблагоприятно для Рима. Германцы и сарматы прорвали укрепления на Дунае, а затем опустошили ряд областей империи. Десятки тысяч ремесленников, крестьян и торговец были насильно уведены германцами в свои поселки. На этом этапе войны варвары захватили римские провинции Паннония, Норикум и Ресия, а затем пересекли Альпы. Таким образом, впервые после тевтонских вторжений (105 г. до н.э.) внешний враг угрожал самой Италии. Император Марк Аврелий в сопровождении своего приемного брата Луция Вера (официально правящий империей, де-факто номинальный глава) лично выступил против варваров.
Бои были очень ожесточенными. Умер префект преторианской гвардии Фурий Викторин, умер Луций Вер (рубеж 168/169). Начало 169 г. стало апогеем кризиса. Варвары захватили и разрушили Опитергиум (сегодня Одерцо), а затем осадили Аквилею. В Риме вспыхнула паника, усугубленная все еще бушующей чумой и недавним голодом. В то время общего замешательства и страха многие шарлатаны распространяли слухи о неизбежном конце света. В этой ситуации Марк Аврелий был вынужден пойти на экстраординарные шаги.
По всей Италии по приказу императора был организован призыв на военную службу, на военную службу брали даже гладиаторов, рабов и преступников. Император был вынужден оплачивать оборону Рима из своего кошелька, продавая личные императорские драгоценности, виллы, произведения искусства.
Меры Марка Аврелия принесли ожидаемые результаты. Удалось не только перестроить армию, но даже создать два новых легиона. Во время кровопролитной кампании 170-172 гг. римлянам удалось отбросить варваров за Дунай, несмотря на потерю двух легатов.
Император-философ понимал, что, несмотря на отражение германцев, Рим должен не ослаблять обороны по Дунаю. В этой ситуации он решил перенести войну на территорию противника. Римские легионы отправились за Дунай в 172 году нашей эры. Легионы возглавляли два талантливых военачальника: Тиберий Клавдий Помпеян (императорский зять) и Публий Гельвий Пертинакс. Император лично контролировал ход наступления.
Марк Аврелий хотел создать на Дунае две новые римские провинции
Боевые действия происходили на центральном Дунае - на территории нынешней Чехии, Австрии и Венгрии. Варвары оказались крепким орешком для римских легионеров. Это уже были не дикие и плохо организованные орды. Сохранившиеся свидетельства доказывают, что маркоманы и квады умели вести боевые действия в регулярном строю и использовали боевые машины. Сцены, изображенные на колонне Марка Аврелия в Риме (на площади Пьяцца Колонна в Риме) указывают на то, что война была чрезвычайно жестокой. Массово убивали военнопленных, выжигали все захваченные поселения.
Одержав серию побед над маркоманами, Марк Аврелий в 173 году решил переложить основное бремя войны на земли квадов, которые удерживали десятки тысяч римских рабов с момента вторжения 167 года и недавно оказали маркоманам всестороннюю поддержку. Квады отчаянно сопротивлялись римлянам. Когда их царь Фуртий решил единолично заключить мир с Римом, он был изгнан соплеменниками. Затем квады избрали вождя по имени Ариогэсус.
Летом 173 г. римская армия (якобы под командованием самого императора) была окружена превосходящими силами квадов на ровной открытой местности, полностью лишенной источников воды. Легионеров мучила сильная жара и жажда. Римляне молились о ниспослании им дождя. И вдруг пошел такой сильный дождь, что солдаты смогли набрать воду прямо в свои шлемы. Римляне, обрадовавшись возможности утолить жажду, даже позабыли о войне. В этот критический момент от внезапной атаки варваров их спасла буря. Позже легионеры по-разному интерпретировали причины этого «чуда». Для язычников это было знаком особой заботы богов о Марке Аврелии. Христиане видели здесь скорее вмешательство своего Бога.
Император и войска
В конце 173 или в начале 174 года Марку Аврелию наконец удалось заставить квадов заключить перемирие. Побежденным варварам пришлось согласиться на ряд суровых условий, дать волю 50 000 римских пленных. Расправившись с этим противником, император напал на сарматов между центральным Дунаем и Тисой (ныне в пределах Венгрии). О ходе войны с сарматами известно еще меньше, чем о боях с маркоманами и квадами. Самый известный эпизод кампании - битва на скованном морозами Дунае. Римляне выследили сарматов, возвращавшихся с богатой добычей из набега. Конница сарматов пыталась сбить легионеров с позиций, но лошади скользили на льду. А римская пехота отбила все атаки и нанесла сарматам решительное поражение.
К 175 году римлянам удалось заставить германцев и их союзников отказаться от поселений на островах Дуная. Им запрещалось устраивать укрепленные пункты в зоне в 10 миль от границы римских владений. Римская историография считала мир 175 годом большим успехом. В память о победах были отчеканены монеты того же года, на которых Марк Аврелий получил прозвища Сарматик и Германик (последний был дан уже в 172 году). Но мир не продержался и два года. К 178 году сам император выехал на театр военных действий.
Этой так называемой «второй германской экспедиции» предшествовали тщательная подготовка. Марк Аврелий уделял дипломатической деятельности столько же внимания, сколько войне и пропаганде. Среди прочего, чтобы избежать войны на два фронта, он несколько смягчил условия мира с сарматами. Главная уступка Рима заключалась в том, чтобы предоставить им право пересекать границы провинции Дакия (каждый раз с согласия ее губернатора), когда они хотели отправиться к родственникам роксоланам, живущих на Черном море. Тем не менее, они не могли торговать с Римом или плавать по Дунаю.
Император Коммод не захотел продолжать дело Марка Аврелия на Дунае
Маркоманские войны вновь велись на землях варваров. На рубеже 179 и 180 годов часть римской армии даже зимовала около сегодняшнего Тренчина в Словакии (о чем свидетельствуют надписи, вырезанные на скалах). В то же время римляне предприняли попытку построить на германских землях сеть укрепленных лагерей, которые должны были держать под контролем население будущих провинций. Тысячи варварских воинов погибли в боях. Однако умиротворение воинствующих германцев шло медленно. Варварские племена вели партизанскую войну, нанося римлянам потери. Чума оборвала жизнь императора 17 марта 180 года. Наследовал Марку Аврелию 19-летний Коммод, который решил, что война на Дунае империи не нужна.
По условиям мира германцев обязали платить дань зерном и предоставить Риму вооруженные отряды. Более того, варвары не могли вести войны со своими соседями без согласия Рима. Римские легионы отошли к старой границе 167 г. н.э., а планы создания римских провинций «Маркомании» и «Сарматии» были окончательно похоронены. Римский народ с большим энтузиазмом приветствовал заключение мира.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи