После революции 509 г. до н. э. последний царь Рима, тиран Луций Тарквиний Гордый был изгнан. Но не желавший мириться с потерей власти, бывший повелитель несколько раз пытался вернуть себе власть.
Вначале он подговорил своих сторонников тайно открыть ему ворота города. Но заговорщики были схвачены и по распоряжению сената казнены. Тогда Тарквиний отправился к царям соседних государств. Правители Вейи и Тарквинии согласились ему помочь и отправили войска в Рим, однако их поход окончился бесславно. В этой войне погиб консул Юний Брут, один из основателей недавно образованной Римской республики.
Однако Тарквинию удалось найти еще одного союзника. Им стал Порсена, правитель этрусского города Клузия. Тарквиний стал убеждать Порсену, что Рим планирует установить республиканский строй и в соседних царствах. Неизвестно, подействовали ли на царя Клузии речи коварного интригана или он просто решил, что Луций, имевший этрусские корни, будет ему выгоден в Риме, но Порсена согласился выступить против республики.
Гораций Коклес на немецкой гравюре 16 века
Он отправил в Рим послание с требованием вернуть Тарквинию трон. Получив дерзкий отказ, в 508 г. царь Клузии объявил мятежникам войну, предупредив: «Буду у Яникула (холма вблизи Рима) через месяц». Действительно, армия неприятеля появилась на правом берегу Тибра точно в указанное время.
Захватить Рим оказалось непросто: он был окружен с одной стороны водами Тибра, а с другой мощным крепостным валом. Пройти в город можно было лишь по деревянному Свайному мосту.
Укрепления на холме были взяты мгновенно. Армия этрусков отправилась к мосту. При виде огромной лавины солдат римские воины, охранявшие вход в город, бежали. Этрускам удалось бы легко пройти по мосту, если бы не подвиг простого солдата Горация. Свою кличку Коклес (одноглазый) воин получил из-за того, что ослеп на один глаз во время одного из боев.
Вначале Гораций пытался остановить бегущих солдат. Поняв, что это невозможно, он обратился к жителям Рима и предложил разобрать мост, чтобы неприятель не смог проникнуть в город. Двое его друзей принялись помогать горожанам. Оставшийся на мосту Гораций Коклес встал у узкого прохода, приготовившись защищаться до последнего.
Первый натиск врага отчаянному храбрецу удалось отразить чудом. Возможно, этрускам не хватило решительности напасть на смельчака, пытавшегося в одиночку преградить им путь. Коклес расхаживал по мосту и призывал любого из воинов противника на поединок, восклицая при этом: «Вы, жалкие рабы, у которых нет свободы, решили отнять ее и у нас?». Этруски разъярились и ответ осыпали его градом стрел. Но все они застряли в щите героя.
Когда мост наконец рухнул, герой прямо в доспехах бросился в воду. Одна из стрел попала Коклесу в ногу. Но ему удалось побороть течение и выплыть. На другом берегу горожане встретили его ликующими криками.
Так как Порсене не удалось с помощью атаки захватить город, он приступил к осаде. Но его войско было разбито. Тарквиний бежал в греческую колонию, где и умер в 495 г.
Предание гласит, что царь Порсена был настолько поражен отвагой защитников города, в том числе Коклеса и Муция, что отступил. Но все же историки считают, что римляне не смогли бы в одиночку справиться с мощным врагом. Выпроводить этрусков им помогли латины и кампанские греки.
Войны ранней Римской республики вдохновляли живописцев Европы
Существует немало преданий, в которых описывается борьба с царем Клузии. Историки рассказывают еще об одном герое, в одиночку выступившим против Порсены. Во время осады города юноша из знатного рода по имени Муций, переодевшись в одежду этрусков, проник в лагерь неприятеля и пытался убить его предводителя. Но по ошибке, увидев перед царским шатром человека, раздававшего деньги воинам, решив, что это и есть Порсен, заколол его. Арестованный Муций, решив доказать противнику свою стойкость и презрение к боли, сжег на глазах у царя собственную руку на огне для жертвоприношений. Порсена поразился мужеству героя и отпустил его. В дальнейшем юноша получил прозвище Сцевола (Левша).
Защищавший город на мосту Гораций Коклес в награду получил земельный надел. Ему было предложено взять столько земли, сколько он был в состоянии вспахать за сутки. В дальнейшем этот способ подсчета стал традиционной нормой при раздаче наделов. Во время наступившего из-за осады голода многие из горожан делились с героем своими запасами.
В честь героя в храме бога Вулкана римляне воздвигли бронзовую статую, где Гораций представлен в полном боевом вооружении. От полученной раны Коклес охромел, но ведь и Вулкан изображается в мифологии хромым. Во времена императора Антонина Пия храбрый защитник города был отлит на бронзовом медальоне. Дальнейшая судьба юноши по имени Муций, не побоявшегося пробраться в стан противника, неизвестна.
Комментарии
Не имеет права римский воин пахать землю. Это право рабов. А пахать землю - это унижение для свободного гражданина Рима.
RSS лента комментариев этой записи