Катастрофа в битве при Тигранакерте могла лишить Тиграна, великого царя Армении, последней надежды одержать верх над римскими легионами. Лукулл казался непобедимым. Но у армянского властителя был надежный друг — царь Митридат Евпатор. Он пришел на помощь армянам со своей конницей. Митридат не раз терпел военные поражения в войнах с Римом. Он понимал, что надо создавать широкую коалицию, иначе не сладить с легионами.
К парфянам были отправлены армянские эмиссары. 68 г. до н.э. стал для Тиграна временем усиленных дипломатических маневров. Армянин предлагал царю парфян Фраату III Месопотамию и Адиабену, уговаривая ударить вместе на римлян. Следующими жертвами алчности римлян после армян могли стать именно парфяне.
Тигран, великий царь Армении
Но и Лукулл пытался уговорить Фраата соблюдать нейтралитет в войне. Парфянам предлагались крупные суммы. Хитрый парфянин не отклонил предложения Тиграна и Митридата, но одновременно дал ответ Лукуллу, что он согласен заключить с ним дружественный союз. Для заключения этого союза Лукулл вскоре отправил к нему в Ктезифон своего заместителя Секстилия. Однако, этот последний, будучи скорее воином, чем дипломатом, навлек на себя подозрение в том, что он прибыл, пожалуй, скорее в качестве шпиона, имея целью ознакомиться с парфянской страной и, главным образом, с состоянием ее боевых сил. Потеряв доверие к римлянам, Фраат III отказался от своего намерения заключить союз и оказать помощь римлянам и решил соблюдать нейтралитет1. Он полагал, что для его собственной безопасности было бы выгоднее, чтобы война велась между двумя враждебными сторонами при равных силах и без его участия. Это неожиданное решение парфянского царя было встречено в Армении с большим удовлетворением; Тигран мог теперь в известной мере надеяться, что во время предстоящей войны тыл его не подвергнется нападению со стороны парфян.
Пока шли дипломатические переговоры, Митридат готовил армию Тиграна по римскому образцу, отобрав самых ловких и сильных юношей. К походу против римлян Тигран привлек иберов, мардов, мидян, набрав вскоре до 70 тысяч солдат в пехоту. Выдвигался религиозный лозунг войны 68 г. до н.э. Воины Митридата и Тиграна, великого царя Армении, должны были защищать весь Восток против Запада.
Царь Митридат показал себя верным союзником Тиграна
Лукулл начал наступление весной 68 г. до н.э. Римское войско оставило дружественную и союзную Кордуену, где оно спокойно провело зиму, имея все в полном изобилии, и двинулось мимо Тигранакерта и через Таврские горы по направлению к Мушской и Евфрат-Арацанской долинам. Митридат советовал Тиграну не ввязываться генеральные сражения, а применять методы войны малой. Для чего и было набрано много подвижных конных отрядов.
Для осуществления плана союзные цари разделили, по словам Аппиана, свою армию на две части. Митридат, которому были переданы вся пехота и небольшая часть конницы, преследовал римское войско по пятам, но, вместе с тем он, располагаясь лагерем и укрепляясь на холмах, упорно избегал решительного сражения. Тигран же с остальной частью конницы производил молниеносные нападения на неприятеля, расстраивал снабжение войска продовольствием и причинял ему значительные потери. Таким образом, Лукулл вместе со своим войском постоянно оказывался между войсками Митридата и Тиграна, угрожаемый с тыла то с одной, то с другой стороны.
Два месяца римляне маршировали по северным областям Армении, угрожая столице царства — Арташату. Лукулл думал, что тем самым все же заставит Тиграна принять решительный бой.
Получив сведения о том, что Лукулл ускоренным маршем идет на Арташат, Тигран поспешил вслед за римским войском и, по словам Плутарха, настиг его на четвертый день и перерезал ему путь у переправы через реку Арацаний, на правом его берегу. Лукулл, не успевший еще переправиться через реку, находился на левом берегу Арацания и очутился лицом к лицу с армянским войском.
Римские солдаты Лукулла
Принеся богам жертву и будучи уверен, что победа уже в его руках, Лукулл переправил свое войско на другой берег, расположив впереди двенадцать когорт; остальные же были выстроены позади, чтобы враг не мог их окружить. Против них стояли в боевом порядке многочисленная конница и отборные войска; впереди них конные стрелки марды и копьеносцы иберы, те войска из чужестранцев, к которым Тигран питал доверие, считая их особенно храбрыми. Но, на самом деле, они никаких блестящих подвигов не совершили.
Вступив немного в бой с римской конницей, они не выдержали нападения пехоты и, рассеявшись в разные стороны, навлекли вновь на себя конницу и подверглись преследованию. Когда же они разбрелись, Лукулл, увидев многочисленность и великолепие едущих с Тиграном всадников, испугался. Он приказал коннице прекратить преследование и первым пошел против атропатенцев, стоявших против него с лучшими войсками. Однако, прежде чем дело дошло до рукопашной, он, испугав их, обратил в бегство.
Из трех царей, участвовавших совместно в сражении, позорнее всех бежал, видимо, Митридат Понтийский, который не выдержал даже боевого клика римлян. Преследование продолжалось на большом расстоянии, и римляне в течение всей ночи не только убивали неприятелей, но и выбились из сил, беря их в плен и унося вещи и добычу. Ливий пишет, что потеря неприятеля была значительнее в первом сражении, но в этом сражении из неприятелей, большей частью, были убиты и взяты в плен лица именитые".
У реки Арацания Тигран не только не потерпел поражения, но, напротив, сам нанес противнику тяжелый удар. Конница Тиграна, согласно прямому свидетельству Диона, не понесла никакого ущерба от неприятеля, но сама, оборачиваясь и пуская стрелы в преследовавших римлян,, нанесла им на лету урон, убив и ранив многих из них.
Битва при Арацание произошла в середине сентября 68 г. Приближалась уже суровая зима Армении, с ее мятелыо и вьюгой, но римское войско все еще не добилось ни решительного боя с армянским войском, ни сколько-нибудь значительного успеха.
Переправившись через реку, Лукулл повел свое войско в сторону Арташата. Однако, через несколько дней, рассказывает Плутарх, войско его решительно отказалось двигаться дальше и потребовало возвращения обратно. Этому восстанию, возникшему в войске и заставившему Лукулла отступить из Армении, даны различные объяснения у Плутарха и у Цицерона. Причиной восстания Плутарх считает то, что в сентябре месяце, во время осеннего равноденствия, неожиданно выпал в Армении снег и наступили преждевременные холода. Цицерон же, у которого имеется ясный намек на это восстание войска, объясняет его тем, что войско слишком удалялось от собственной страны и тосковало по родине.
В северной Месопотамия, куда Лукулл спустился с Таврских гор в октябре В8 г., стояла еще теплая летняя погода. Здесь в руках армян находился знаменитый«укрепленный город Низибин, окруженный двойными, внешними и внутренними, стенами. Высшая власть в Низибине, в этом центре крупного военного и стратегического значения, Тиграном, как было упомянуто выше, была передана брату Гурасу.
Взятие Низибина оказалось последним успехом Лукулла. После этого звезда его постепенно совершенно померкла и римское войско бесславно ушло из Армении после наступления Тиграна и его друга Митридата Евпатора.
Источники:
- Аппиан История Рима: Митридатовы войны
- Плутарх."Жизнь Лукулла"
- Дэвид Лэнг «Армяне - народ созидатель»
- К.Рыжов. «Справочник. Все монархи мира: Древний Восток» «Тигран II Великий»
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи