Завоевание Римом Италии началось вскоре после провозглашения республики. Ее первой войной стали сражения против одного из членов этрусского союза города Вейи в 483-474 гг. до н. э. Началась она с набега варваров на римские территории. Сенат потребовал возместить нанесенный ущерб, однако вейи ответили, что нападение совершили не они, а этруски из других городов. По возвращении домой римские послы собственными глазами убедились в коварстве варваров, вывозивших награбленное. Сенат объявил племени этрусков войну.
Консулы Фабий и Юл отправились к главному городу противника. Но вейи на открытый бой выйти отказались. По пути домой римляне опустошили здешние земли. Повторный поход был предпринят Фабием в 481 году. На этот раз бой состоялся. Конница действовала умело, а вот пехота, набранная из плебеев, ненавидящих консула, отказалась преследовать врага.
Панцирь воинов-этрусков
Еще два похода против этрусков состоялись в 480 и 479 гг. Но после ухода римской армии вейские племена вновь принялись грабить пограничные территории. Молодая республика в те годы вела борьбу с италийскими племенами эквов и вольсков. Ведение дальнейшей войны Рима с этрусками становилось затруднительной.
На собрании сената влиятельный род Фабиев, больше всех страдавших от набегов, заявил, что сами справятся с веями. Солдаты же Рима будут иметь возможность вести более крупные операции. Жители города превозносят патрициев до небес. По улицам торжественно проходит 306 воинов, представителей славного рода, за которыми следует толпа с пожеланием мужества и военного счастья.
Этрусские пехотинцы
Получив разрешение сената, Фабии начали возводить на берегах Кремеры укрепленный лагерь, который использовался в качестве базы и для охраны границы. Для ведения войны они мобилизовали 4 тысяч своих клиентов (клиентами в Риме называли зависимых лиц, находящихся под покровительством патрициев) и стали совершать набеги на вейинтийцев, надеясь измотать противника. До 477 г. их действия были успешными. Произошло и несколько серьезных сражений со знаменами в открытом поле.
Первая осада этрусками в 478 г. кремерской крепости не удалась – подоспевшая римская армия во главе с Луцием Эмилем и Фабием отбила нападение. По описанию Ливия, вейи даже не успели развернуться для ведения сражения. Римская конница их тут же опрокинула и отбросила к Красным Скалам. Побежденные запросили мира, который вскоре был вновь нарушен.
Римляне, уже с презрением относившиеся к врагу, посчитали себя непобедимыми. Излишняя самоуверенность стала причиной их гибели. Этруски решили заманить противника в засаду и провели вблизи его лагеря стадо скота. Несмотря на близкое соседство вооруженных вейев, воины погнались за животными. Промчавшись мимо нескольких засад, рассыпавшись по полю, римляне, пытавшиеся отловить скот, оказались в окружении. Отовсюду посыпались стрелы. Солдат Фабия было значительно меньше, чем число наступавших. Часть воинов погибло сразу. Римлянам пришлось сбиться в тесный круг и, выстроившись в каре, начать отступление.
Воины и музыканты этрусков
На возвышенности им удалось перевести дух и даже отбросить неприятеля. На следующий день битва продолжилась. Возможно, удобная позиция смогла спасти римлянам жизнь, но этруски пошли в обход, и, взобравшись на вершину холма, начали обстрел стрелами и дротиками. Вышедший на помощь из Кремеры отряд попал в засаду и был наголову разбит.
Согласно повествования Дионисия, римский консул Мененийс, находившийся поблизости от места сражения, в схватку не вступил, за что и поплатился. Этруски взяли его лагерь штурмом. После взятия крепости римлян вейи полностью уничтожили род Фабиев. Спастись смог лишь Квинт, которого ввиду молодости оставили дома. Один из проходов Карментских ворот в Риме, через который Фабии отправлялись на войну, получил название проклятого.
Войны Рима с этрусками продолжались еще долго. После битвы на Яникульском холме, которая далась ему слишком дорого, и сражения при Вейях противники заключили перемирие на 40 лет. Захватить город варваров Риму удалось лишь спустя 80 лет, во время третьей войны с этрусками в 396 г. Их владения у правого берега Тибра перешли к империи и были разделены между патрициями.
Историки отмечают, что дошедшее до нашего времени повествование о роде Фабиев во многом напоминает описание сражения при Фермопилах. Совпадает даже число погибших. Так же, как в битве у Кремеры, из спартанцев смог спастись один человек. (Он был отправлен гонцом в Фессалию). Но все же гибель Фабиев считается реальным событием. Ведь этот род, ежегодно выдвигавший консулов, в дальнейшем почти исчезает из упоминаний историков.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи