К началу войны 58-50 гг. до н.э. наместнику галльских провинций Гаю Юлию Цезарю, почти не имевшему опыта ведения боевых действий, пришлось столкнуться с одним из наиболее могущественных здешних племен, гельветами. Теснимые германцами, они, решив переселиться к низовью реки Гаронны, обратились к Цезарю с просьбой позволить им пройти через пограничную территорию республики, земли у долины Родана. Тот попросил время на размышление.
Численность мигрирующих гельветов к тому время составляло 150 (а по данным самого Цезаря, 368) тысяч человек. Существовала серьезная опасность, что воинственное племя, расселившись на здешних территориях, со временем объединит соседние племена против римлян. Кроме того, покинутые земли на границах республики были бы тут же заселены воинствующими германцами.
Воинственные племена гельветов
Гай решает возвести вдоль Роны укрепления длиной 6 км (4 римских мили). Для воспрепятствования прохода гельветов единственный мост полководцем был уничтожен. Прибывшим послам Гай отвечает отказом и запрещает любое перемещение по своим приграничным территориям.
Через некоторое время наместник получает известие, что племена гельветов начали проход через территорию, населенную секванами, эдуями и уже переправили на плотах, лодках через Арар 2/3 своей армии. После разграбления варварами земель эдуев, союзников Рима, их вождь Дивитиак обращается к Гаю за помощью. Совершили набеги гельветы и на несколько укреплений римлян. (Информация об этих нападениях содержится лишь в сочинениях великого полководца «Записках о Галльской войне». Некоторые историки считают, что опираться на них не стоит. Ведь Цезарь мог оставить эти записи, пытаясь найти оправдание собственных дальнейших действий).
С тремя легионами Цезарь неожиданно для гельветов (ведь при отсутствии моста ему пришлось бы пройти этот путь за 20 дней) нападает на их войско и разбивает его. Полководец ликует. Ведь гельветы-тигуринцы, разгромившие римские легионы в 107 г. и заставившие пройти их под позорным ярмом, повержены. В своих воспоминаниях Гай пишет: «Случайно или благодаря промыслу богов, племя, нанесшее Риму серьезное поражение, наконец поплатилось».
Послы во главе с гельветским князем Дивиконом отправляются к римлянам на переговоры, которые оказываются безрезультатными. Вождь варваров просит Цезаря выделить им место для переселения. В ответ полководец предлагает им оставить заложников. Разгневанные гельветы прерывают переговоры.
Обескровленного противника, отступившего за реку, римляне решают догнать. Для этого за сутки полководец возводит мост через Арар. Преследование длится 15 дней. Для пополнения запасов провианта полководец поворачивает в сторону города эдуев Бибракта. Противник, решивший, что армия римлян отступает, решает ее атаковать.
Серьезной ошибкой галлов (кельтов) стало их нежелание воспользоваться выгодной позицией на холме, чем не преминул воспользоваться Цезарь. Все шесть легионов (для пополнения своего войска Цезарь в начале войны отозвал еще 3 легиона из Аквилеи) полководец располагает на стратегически важной высоте, откуда его воины имеют возможность метать пилумы (копья), пробивая ими щиты противника. Старых опытных солдат (4 легиона) он выстраивает в середине склона в 3 линии. На вершине холма размещаются вспомогательные отряды, а также 2 новых легиона, набранных из местных племен.
Пехота и конница кельтов (галлов) -- враги Цезаря
Гельветы наступают фалангой на первую линию римлян. Одновременно легионерам приходится обороняться от бойев и тулингов. Вождь варваров Дивикон, пытаясь заманить в ловушку неопытного полководца, решает отступить. Ведь растянувшееся во время преследования противника войско римлян разбить было бы проще. Но, по мнению большинства историков, исход этой непростой битвы все же был благоприятным для римлян. Обескровленный противник, отступивший в земли лингонов, решает сдаться Юлию Цезарю. Армия варваров, в которой сражались даже женщины и дети, потеряла в этой битве 130 тысяч человек. Данные о количестве погибших римлян не сохранились.
Согласно заключенному договору, поверженные племена гельветов должны были возвратиться на родину, на восток Юры. Бойам было предложено поселиться на территории эдуев. Любая галльская община, поддерживающая переселение галлов, считалась врагами Рима. Таким образом, в одном из первых сражений еще неопытному полководцу Юлию Цезарю удалось обезопасить границы римской республики, остановить продвижение германцев и их заселение покинутых гельветами земель. Однако непростую войну в этом регионе, закончившуюся полным захватом Галлии, будущему римскому диктатору пришлось вести еще 3 года.
Комментарии
Чтото многовато для одной битвы.
В Бородинском сражении это численность армии, а здесь потери за 1н день одной стороной.....
Лажа?
У римлян никогда не было колесниц.
RSS лента комментариев этой записи