Парфянское завоевание Ближнего Востока требовало от Антония решительных действий. Надо было не дать врагу закрепиться в Сирии и Иудеи, выбить его из Малой Азии. Римляне в таких ситуациях действовали предельно собранно, мобилизуя лучшие силы на ударных направлениях.
Час наступления на парфян пробил зимой 39 года до н.э., когда 11 легионов во главе с талантливым стратегом Публием Вентидием Бассом неожиданно ударили по войску Лабиена, праздно стоявшему в Малой Азии. Подручный Орода распылил армию по разным городам и не смог собрать все силы в кулак. Вентидий мог бить противника по частям, пользуясь небольшими силами. Не все его легионы смогли сразу высадиться в районе наступления.
Началась погоня за ускользавшим Лабиеном. Она закончилась в в предгорьях Тавра, куда выдвинулась парфянская кавалерия из сирийских областей. С помощью своих восточных покровителей Лабиен теперь мог перейти в контрнаступление и уничтожить посланные Антонием войска. Вентидий хорошо понимал опасность. Потому он укрепился на вершине горы в лагере. Отсюда он наблюдал за маневрами парфянской армии.
Легкие парфянские лучники обычно начинали бой
Вероятно парфяне обладали значительным численным превосходством. Военачальники их вспоминали катастрофу Красса и хотели повторить разгром при Каррах с легионерами Вентидия. Римлян парфяне презирали, по традиции всадники Востока пехоту считали неспособной к серьезной битве. Естественно, в результате такой самонадеянности парфянские конные лучники первыми бросились в бой, засыпая лагерь римлян на холме тучами стрел. Лабиен вообще в этой атаке был лишним, поскольку его даже не уведомили о начале боя.
Атака по крутому склону горы вверх далась парфянским всадникам нелегко. Кони устали мчаться в гору, а римляне приготовили врагу хорошо спланированную контратаку. Метнув в конников пилумы, легионеры с обнаженными мечами обрушились на замешкавшихся неприятелей. Вскоре с горы вниз покатилась толпа пеших и конных. Парфян рубили без пощады и пленных почти не брали. Много упавших с коней парфянских воинов было затоптано. Катастрофу казавшейся непобедимой, облаченной в сверкающую броню армии видели из своего лагеря солдаты Лабиена. Многие разуверились в победе, потому решили заботиться о себе самостоятельно. Ночью малодушные перебежали к Вентидию.
В середине ночи, последовавшей после битвы, Лабиен решил уводить своих солдат пока не поздно в горы. Но он не успел. Перебежчики сдали Вентидию своего военачальника. Полководец Антония вывел легионеров в тыл позиции врага. Стремительная атака солдат Вентидия расселяа войско Лабиена. В суматохе ночной резни "император Востока, великий парфянский полководец" натянул на себя женское платье и растворился в ночном сумраке. Вскоре его зарезали агенты Октавиана в одном из селений Киликии.
Далее Вентидий позаботился о том, чтобы захватить стратегический пункт — Аманский горный проход в Сирию. Командир Вентидия Силон ударил на крупный парфянский отряд во главе с Фарнапатом. Атаку поддержали в самый разгар боя сам Вентидий с главными силами.
Парфяне были полностью истреблены вместе со своими командирами.
Теперь надо было разобраться с армией царевича Пакора. Но тот понял, что ему придется туго. Он благоразумно ушел с войсками за реку Евфрат. Ситуация развернулась в пользу римлян. В Иудее римские полководцы вновь вступились за царя Ирода и Антигону, ставленнику парфян, пришлось столкнуться с римскими легионами.
Но Пакор не потерял надежды выбить врага из Сирии. Он вновь собрал 20 тысяч латников и вошел в Северную Сирию. У города Гиндары в 38 года до н.э. началась решающая битва за господство в стране.
Тяжелая кавалерия парфян
Вновь парфян подвело пренебрежение правилами военного искусства. Лучники Пакора подумали, что римляне отчаянно боятся их, раз засели за валами своего лагеря. Но римляне готовились к контратаке, которая оказалась неожиданной для кавалеристов. Парфянам была навязана рукопашная схватка, в которой лучше подготовленные римские легионеры взяли верх на легковооруженными стрелками.
На выручку лучников бросились латники Пакора. Царевич лично возглавил эту атаку. Он хотел ворваться на плечах легионеров в их лагерь и устроить там резню. Стратег Антония послал навстречу латникам когорты резерва. Сплоченные ряды легионеров опрокинули тяжелую конницу. Пакор был сбит с коня и заколот. Ему быстро отрубили голову и бросили ее к ногам Вентидия.
Кровавый сувенир Вентидий решил использовать для устрашения всех сторонников Парфии, которые еще имелись в городах Ближнего Востока. Посланцы римского полководца проехались по селениям, демонстрируя насаженную на пику голову царевича. Разгром 20-тысячной армии Пакора с ликованием восприняли в Риме. Эту победу римляне посчитали возмездием за позор легионов при Каррах. Красс был отомщен.
Добивали разгромленных парфян Пакора методично и тщательно. Их находили в крепостях союзников Парфии. Жертв было много. Они увеличились еще больше, когда к армии Вентидия прибыл сам Антоний. Он налагал на симпатизировавшие парфянам города большие денежные штрафы, которые опустошали сокровищницы. Средства шли в личный фонд Антония, раздавались в виде премий его солдатам. Так был ограблен коммагенский царяь Антиох I из Самосаты.
Сокрушительный удар парфянской кавалерии по римским когортам
Царевич пакор был не единственным сыном царя Орода. У него было тридцать братьев. Из них Ород выбрал нового наследника — Фраата IV (37–2 годы до н.э.), но просчитался. Сын оказался слишком властолюбив и не пожелал делиться троном с отцом. Ород погиб от руки Фраата. Затем были перебиты и все остальные царевичи. Так Фраат стал царем парфянской державы.
Жестокость неверного сына Орода возмущала многих аристократов Парфии, но они помалкивали до времени. Назревал заговор. И перебежчик Монес донес об этих настроениях элиты в штаб Антония. Римский полководец вообразил, что уж теперь ситуацию надо было использовать по полной. Марк Антоний мог присоединить Парфию к Риму одним решительным ударом, ударив на Фраата. Нового царя могли предать его сановники, помнившие о вероломстве по отношению к Ороду.
В 36 году до н.э. свыше ста тысяч солдат ( римляне и союзные им контингенты царей из Малой Азии, Армении и Месопотамии) были готовы выступить в поход под началом Марка Антония. Целью атаки римлян был город Фрааспа, столица Атропатены.
Источники:
- Теодор Моммзен. История Рима. Том III.
- Malcolm A. R. Colledge: The Parthians. Thames and Hudson. London 1967.
- Дион Кассий. Римская история
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи