Нацистская авиация "прославилась" в 1930-е годы варварскими бомбежками городов в Испании. "Стервятники" Геринга практически превратили в руины старинный испанский городок Гернику. Ожесточенно бомбили немцы жилые кварталы польских городов в 1939 году. Бомбовые удары наносились по Варшаве с целью деморализовать гражданское население, устрашить поляков и лишить их воли к сопротивлению гитлеровской военной машине. Но люфтваффе, оказывается, не церемонилось и со своими городами. По случайности и на них падали немецкие бомбы. Причем руководство гитлеровских ВВС сумело уйти от ответственности. Как это было?
Перед бомбежкой Фрайбурга
На дворе стояло начало мая 1940 года. Гитлеровская Германия, благодаря умелому командованию и политике "Странной войны", которая продолжалась с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте, была полностью готова к осуществлению плана "Рот". Этот план, направленный на осуществление оккупации территории Франции, был бы невозможен без успешного осуществления другого подобного блицкрига - плана "Гельб", который был направлен на оккупацию следующих государств:
- 1) Бельгии;
- 2) Голландии;
- 3) Люксембурга;
- 4) Франции.
Ход событий
Немецкое вторжение непосредственно во Францию стартовало ранним утром 10 мая 1940 года. В тот день скандально известные Люфтваффе совершили величайшую ошибку в истории авиации - бомбежку своего собственного населения во Фрайбурге. Задачей 8 - й Сезонной истребительной эскадрильи № 51 было провести бомбардировку французского города Дижон. На всякий случай, если что - то пойдет не так, у них имелась резервная цель: французский аэропорт Доле-Юра.
В качестве оправдания немецких летчиков (да, вы не ослышались) заметим, что в свое время навигация была довольно ненадежной, поэтому боязни начать действовать могло оказаться достаточно, чтобы полностью провалить миссию. В данном случае у пилотов была четкая примета - они должны были увидеть реку Рейн. Это был самый верный способ узнать, что они попали на территорию Франции.
Летчикам 8 - й Сезонной истребительной эскадрильи № 51 удалось все испортить. Заблудившись среди облаков, которые нависли над немецким городом Фрайбург, они были на 100% уверены, что под ними расположен французский город Дижон. В 15:59 самолеты Heinkel He 111 начали сбрасывать бомбы, общее количество которых составило 69 штук.
Противовоздушная оборона города оказалась совершенно неподготовленной. Жители ясно видели, как над их головами пролетали немецкие самолеты, и, вероятно, предполагали, что те летят во Францию. Снаряды упали возле железнодорожной станции, в результате чего погибли 57 человек. Как только были разрушены первые здания, сигнал тревоги посеял хаос и ужас на улицах Фрайбурга.
Город Фрайбург считался центром немецкого студенчества. На его кварталы внезапно обрушились бомбы люфтваффе.
Реакция немецкого командования и прессы
Не желая уведомлять население о случившимся промахе, не говоря уже о том, чтобы публично признать свою вину, что они начали битву за Францию с такой катастрофы, нацистское командование моментально предприняло попытку представить эту ошибку как вражескую атаку союзников. И не просто нападение, а жестокое насилие, направленное на причинение вреда безоружным гражданским лицам.
На следующий день после бомбежки местная газета Freiburger Zeitung написала о "подлых, трусливых воздушных налетах против всех законов человечества и международного права". Кому как ни нацистам говорить о нарушении международного права, не правда ли ? Сначала немцы обвинили во всем французов, которые обладали необходимыми ресурсами для осуществления подобных провокаций. Гитлер заявил, что они специально перекрасили свои самолеты в цвета Люфтваффе. Однако семь месяцев спустя сам фюрер обвинил Великобританию и лично премьер - министра Уинстона Черчилля в террористических нападениях на мирных жителей во Фрайбурге. В качестве мести лидер Третьего Рейха пообещал сравнять с землей Лондон. Причем Адольф утверждал, что именно Великобритания, разбомбив Фрайбург, начала воздушную войну с Германией. Немецкая пресса утверждала, что ответный удар нацистов будет сильнее британского в пять раз.
Хотя высокопоставленные немецкие военные чиновники утверждали, что рейд на Фрайбург, должно быть, был миссией союзников, правда в конечном итоге всплыла. Важная работа, проведенная несколькими историками, в конце концов преодолела отрицание немецких офицеров. Так, в августе 1980 года даже знаменитый полковник Йозеф Каммхубер заявил, что "атака на Фрайбург была проведена по ошибке немецких пилотов".
Фюрер старательно выгораживал своего пособника Геринга, сваливая вину за бомбежку немецкого города на англичан
Память
Через сорок пять лет после катастрофы мэр города Рольф Беме распорядился установить мемориальный камень, посвященный многочисленным жертвам битвы за Францию. Он находится возле детской площадки Хильды, рядом с которой в результате нападения было убито 20 детей.
Роль в истории
Существенного влияния на ход войны этот эпизод не оказал, однако дал повод фюреру многократно обвинять союзников во всевозможных грехах. Немецкое командование прекрасно понимало, что если о случившимся узнают в рядах союзников, то противник получит пусть и небольшое, но все же моральное удовлетворение, последствия которого могли оказаться пагубными для Третьего Рейха. К тому же весть о данной бомбежке уничтожила бы миф о "непобедимой и безошибочно действующей" нацистской армии, который так активно пытался распространить Адольф Гитлер.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи