Содержание материала

 

 

Каким министерствам подчинялось управление на Дону?

Одновременно по военной части Войско Донское подчинялось Военному министерству, по части внутреннего благоустройства и порядка - Министерству внутренних дел, расходования казенных сумм - Министерству финансов, по судебной части - Министерству юстиции и т. д. Расчленение управления между различными министерствами, его бюрократизация ограничивали власть войскового атамана и его приближенных старшин и чиновников, но вместе с тем не устраняли питательной почвы для злоупотреблений и притеснений рядового казачества. Без решения вопросов о землевладении и землепользовании казачества, дворянства и крестьянства, о политическом и правовом статусе донского дворянства, о правах и привилегиях казачества, его роли и месте в вооруженных силах Российской империи правительство не могло окончательно подчинить Войско Донское своей власти.
В 1804 г. император Александр I потребовал от Сената собрать сведения о положении в Земле Войска Донского и произошедших в ней изменениях. Он предложил создать такое «Положение», в котором утверждалось бы исключительное право дворян на занимаемые земли, допустив при этом в управлении войском Донским некоторые исключения их общих правил о губерниях. Правительствующий Сенат создал специальный комитет для рассмотрения дел о войске Донском, практически приступив к коренным преобразованиям в крае. Однако их осуществлению помешали сложное международное положение России и многочисленные войны в начале Х!Х в., в которых активное участие принимали донские казаки.
Тем не менее, правительство постоянно следило за социальными, экономическими и политическими процессами, протекавшими в крае, стремилось их контролировать. В 1809 г. военный министр А. А. Аракчеев вновь подал доклад в Сенат, в котором предлагал создать и утвердить «Положение об управлении казачьих и линейных войск», но из-за отсутствия средств оно не было реализовано. С целью ограничить захваты дворянами и чиновниками войсковых и станичных земель, произвол и олигархическое правление старшин правительство издавало многочисленные указы, затрагивавшие различные стороны жизни населения Донского края. В 1810 г. Сенат пересмотрел порядок ведения гражданских дел в Земле Войска Донского, в 1815 г. восстановил присутственные места. Одновременно правительство запретило записывать в казачьи полки лиц, не принадлежавших Войску Донскому, а также в 1816 г. донским дворянам и чиновникам покупать и переводить в Землю Войска Донского из центральных и других губерний страны крепостных крестьян и т. д.
В XVIII - первой половине Х!Х в. войсковые органы власти и управления формировались и развивались на основе российского законодательства. В то же время на уровне местного управления -округов, станиц и хуторов сохранялись многочисленные архаические черты и нормы обычного права. В 1818 г. войсковой атаман А. К. Денисов возбудил вопрос об открытии в Войске Донском комиссии для создания новых инструкций донским казачьим полкам. Правительство охотно согласилось. Однако цели и интересы правительства, с одной стороны, войскового атамана и поддерживавших его старшин - с другой, не совпадали. А. К. Денисов хотел ограничиться заменой старых законов и инструкций новыми, не затрагивая экономических и политических основ существования Войска Донского. Правительство стремилось коренным образом преобразовать сложившуюся систему землевладения и землепользования, органы власти и управления, военную организацию казачества, т. е. провести мероприятия, которые предполагалось осуществить еще в начале века.
В мае 1819 г. император Александр I издал манифест о создании Донского комитета, началась его деятельность под руководством войскового атамана А. К. Денисова. В состав Донского комитета правительство ввело двух человек - от Военного министерства генерал-адъютанта кн. А. И. Чернышева и от Министерства юстиции В. И. Болгарского. С их помощью намечалось в течение года создать и завершить Положение об управлении Войском Донским. Однако острейшая борьба, развернувшаяся между представителями центральной власти, с одной стороны, и войсковыми атаманами (вначале А. К. Денисовым, затем А. В. Иловайским) - с другой, затянули работу комитета. К 1824 г. был составлен проект положения и передан императору Александру I на рассмотрение и высочайшее утверждение. Последовавшие вскоре события (смерть Александра I в ноябре 1825 г. в Таганроге, восстание и следствие по делу декабристов) отвлекли внимание правительства от преобразований на Дону. К тому же председатель Донского комитета генерал-адъютант А. И. Чернышев стал активным членом Тайного следственного комитета по делу декабристов, а затем военным министром Российской империи.

 

Реформы Николая Первого на Дону

Чтобы укрепить свои позиции в казачьих войсках, император Николай I ликвидировал в 1827 г. должности войсковых атаманов, назначив вначале шефом, а затем войсковым атаманом всех казачьих войск Российской империи наследника престола. Сохранялась должность наказного атамана, права и обязанности которого определялись манифестом от 16 февраля 1828 г. «О власти и образе действия войскового и наказного атаманов по управлению войском Донским до утверждения проекта войскового положения». Наказной атаман подчинялся войсковому атаману, в случае отсутствия в Войске, смерти или увольнения последнего он пользовался всей полнотой власти и выполнял его обязанности. Войсковой атаман являлся начальником Войска и председателем Войсковой канцелярии. Степень зависимости от войскового атамана мест и чинов, принадлежавших к составу управления и к разным в Войске установлениям, определялась проектом «Положения об управлении войском Донским». Он должен «неусыпно» наблюдать за правильным исполнением законов, установленных порядков и дарованных Войску привилегий и преимуществ.
26 мая 1835 г. император Николай I утвердил «Положение об управлении войском Донским». Этот документ окончательно закреплял звание войскового атамана за наследником престола, войсковой наказной атаман являлся непосредственным начальником Войска, он наделялся также правами военного генерал-губернатора, «управляющего и гражданской частью». При войсковом атамане действовали Атаманская канцелярия, войсковые адъютанты и войсковые есаулы. Власть в Войске Донском разделялась на военную и гражданскую. Военная экспедиция заменялась Войсковым дежурством, им командовал начальник в чине не ниже генерал-майора, который подчинялся войсковому атаману.
Для военного управления в Войске Донском создавались четыре округа, состоявших в ведении окружных генералов. Окружные генералы назначались на должности Военным министерством по рекомендациям войскового атамана, Областного и окружных дворянских собраний. Войсковой атаман осуществлял военное руководство, опираясь на Войсковое дежурство, которое в свою очередь руководило окружными дежурствами. Созданные военные округа и дежурства стали промежуточной ступенью в системе военного управления между Войском и станицами.
Военно-судебную власть в Войске осуществляли военно-судные комиссии, состоявшие при Войсковом дежурстве и полках. Председателем войсковой военно-судной комиссии являлся войсковой наказной атаман, в его отсутствие - начальник Войскового дежурства. В полках председательствовали полковые командиры.
В гражданском отношении Земля Войска Донского разделялась на семь округов, подчиненных сыскным начальствам. Калмыцкое кочевье, ранее управлявшееся штаб- и обер-офицером с казачьей командой, присланной из Войска, получало статус округа. В Калмыцком кочевье образовывалось Калмыцкое правление, его возглавляли пристав (председатель) и два депутата на правах асессоров. Здесь же учреждался суд, в него входили судья и два заседателя. По «Положению об управлении войском Донским» 1835 г., образованные семь округов и Калмыцкое кочевье, подчинявшиеся сыскным начальствам и правлению, оставались промежуточной ступенькой в системе гражданского управления.
Гражданские дела сосредоточивались в Войсковом правлении, оно создавалось вместо Войсковой канцелярии, его председателем являлся войсковой атаман. Войсковое правление образовывалось в составе четырех экспедиций - исполнительной, хозяйственной, поземельной, казенных доходов и питейных сборов со счетным отделением. В правление входил старший член в штаб-офицерских или генеральских чинах. Он наделялся полномочиями вице-губернатора, председателем казенной палаты и палаты государственных имуществ. Ему помогали четыре асессора в штаб-офицерских чинах.
Одновременно учреждался Войсковой суд и при округах - окружные суды, сохранялась должность Войскового прокурора, который назначался верховной властью.

{jcomments on}