Новости

Боевой опыт

Военная история

Вооружения

Армии мира

Бронепоезд британцевПримитивные железные дороги не только многократно увеличили  транспортировку грузов, ускорили  экономический рост мировой экономики в середине 19-го столетия, но и привели к перевороту в военном деле. Артиллерия больше могла не полагаться целиком только на один вид тяги -- на лошадей. Теперь с помощью паровых двигателей, по рельсам можно было выдвигать самые тяжелые и самые мощные пушки на удобные позиции. особенно удобны были железные дороги при позиционной войне -- осадах, штурме  оборонительных линий.


В Гражданской войне в США  на железнодорожных путях таки появились первые составы с пушками большого калибра. Северяне в 1864 году перевозили в районе Питтсбурга 13-дюймовые мортиры, поставленные на двухосные железнодорожные платформы. Эти орудия могли бить в любом направлении снарядами весом в один центнер на дальность до пяти километров.
Не обошли своим внимание артиллерию на железных дорогах германцы. Они осаждали Париж в 1871 году с  помощью мортир на платформах, которые двигались вдоль  городской черты и били по целям во французской столице.
Но и французы не были дураками. В 1884 году они вспомнили об опыте своих неприятелей и стали строить на заводах Сен-Шамона бронированные вагоны для орудий. В них ставили пушки калибра 150 мм (проект инженера Мужена), которые били только в одном направлении.  Толщина стального листа была не менее 18 мм, что давало защиту прислуге орудий от ружейных пуль. В броневых камерах хранился и запас снарядов отдельно для каждой пушки.
Русское военное ведомство рассматривало свои проекты. Одно время в 1880-х годах собрались было производить на заводах в Петербурге платформы с орудиями на складывающихся лафетах, но остановило военное министерство высокая цена на броневагоны -- свыше 50 тысяч рублей за одно орудийное место. Так  в конце 19 века русская артиллерия обошлась без бронепоездов.

 

Бриатнский бронепоезд в Трансваале

Британский импровизированный бронепоезд в Трансваале.

 


Очень пригодилась железнодорожная артиллерия англичан в их жестоком противостоянии с бурами. Британцы нуждались в подвижных огневых точках для прикрытия своих войск. Они придумали размещать артиллерию на платформах двух типов.

  • 1.Вагоны с крышей, обшитые сталью.
  • 2. Стальные короба на колесах без крыши.


Из таких укрытий на колесах можно было вести не только огонь из пушек, но и применять картечницы, бить по бурам из ружей. Стенки вагонов в 6 мм из стали давали защиту солдатам. Такие первые бронепоезда защищали обычные составы британцев, перевозившие боеприпасы и личный состав.
На простые вагоны также навешивались стальные листы, которые увеличивали защищенность отделений для частей сопровождения составов. В щитах имелись длинные продольные бойницы, такие элементы защиты легко снимались и переносились.  Для защиты командного состава британской армии пассажирские вагоны частично обшивали листами стали в 6 мм толщиной.  

 

 

Бронепоезд

Веревочный бронепоезд британской армии в войне с бурами


Стальная защита  монтировалась и на паровозы. Причем такой защищенный паровоз вместе с тендером принимал вид громадного ящика на колесах. Особенное усиление придавалось котлу паровоза, а колеса прикрывали навесные стальные щиты. Машинисты и охрана проникали в паровоз через бронированную навесную дверь на шарнирах.
В первых британских бронепоездах паровозы обязательно размещали в середине составов. Этим достигалась дополнительная защита его от огня неприятеля.
Артиллерийское вооружение бронепоездов  состояло из орудийных систем трех калибров -- 76 мм, 150 мм и даже 220 мм (в основном для осад). Обычно в армейских бронепоездах насчитывалось по 3-4 стальных вагона с пушками. Корректировать огонь с поездов помогали воздушные шары, которые запускали в районе боевых действий. наблюдатели пользовались телефоном или семафорным устройством. Наблюдение вели с помощью оптики (подзорные трубы).
Стенки поездов камуфлировались так, чтобы составы не выделялись на фоне местности.
Для движения ночью бронепоезда освещались внутри и снаружи свечами, керосиновыми фонарями, ацетиленовыми горелками.
Были у британцев и бронепоезда на автомобильной тяге. К грузовой машине цепляли до трех повозок со стальной отделкой, пару пушек калибра 150 мм. Авто защищали теми же стальными листами в 6 мм толщиной. Проходимость такого автотягача увеличивалась паровой лебедкой. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить