ГудерианНемецкой военной стратегии необходимо было учесть многочисленные уроки, полученные в ходе Первой мировой войны и в межвоенный период. Война показала уязвимость идущих в бой без поддержки танков и опасность их применения небольшими количествами. Французы решили использовать свои танки в подчиненной роли для поддержки пехоты. Британские танкисты не были склонны к взаимодействию с другими родами войск и считали, что танки способны действовать независимо. Кроме того, военное руководство Великобритании намеревалось использовать ограниченный бюджет мирного времени не на развитие моторизованных войск, а на другие цели. Только в Германии в отношении механизации были сделаны правильные выводы. Это особенно касалось теории взаимодействия между танками и пехотой, главным разработчиком которой был Гейнц Гудериан.



По условиям Версальского мира (июнь 1919 г.) Германии было запрещено иметь такие важные виды вооружения, как авиация, подводные лодки и тяжелая артиллерия. Численность германской армии ограничивалась 100 000 человек. Германии категорически запрещалось иметь, приобретать или разрабатывать новые модели танков.

Хотя небольшой размер германской армии не давал покоя германскому военному руководству, генерал Ганс фон Сект был решительно настроен превратить рейхсвер, как теперь назывались германские вооруженные силы, в настолько мощную армию, насколько это позволяли его размеры. Небольшой размер армии дал возможность сосредоточиться на качестве подготовки войск и отработке технических приемов. Не вызывает сомнений, что фон Сект намеревался использовать рейхсвер, чтобы готовить кадры для будущего расширения германской армии.
Горевший желанием использовать новые идеи в военной области, фон Сект оказал значительную поддержку главному в Германии энтузиасту танковых войск Гейнцу Гудериану. Начало 20-х гг. Гудериан посвятил изучению трудов британских теоретиков танковых войск, таких как Лидделл Гарт и Дж.Ф.С. Фуллер. Работая в инспекции моторизованных войск, он стремился реализовать их теории в германской армии.

В 1924 г. он предложил преобразовать моторизованные подразделения войск обеспечения, которыми он командовал, в боевые формирования. Его начальник фон Натцмер сказал ему тогда: «К дьяволу боевые действия, все, что требуется от этих войск - это подвозить муку». Однако фон Сект поддержал его, и высшее германское командование стало всерьез воспринимать возможность ведения мобильных боевых действий, основанных на использовании бронетехники. Около 1925 г. ограниченная программа подготовки и тесного взаимодействия механизированных войск была начата, и в течение следующего года немцы провели крупномасштабные маневры с их использованием.

Проведению этих маневров препятствовало полное отсутствие танков и Танкидругих видов бронетехники, по-прежнему запрещенных по условиям Версальского мира. Поэтому вместо танков солдаты должны были переносить их макеты, вырезанные из картона. К 1928 г. немцы доросли до использования «моторизованных муляжей из листового металла». Как признавался сам Гудериан, несмотря на его теоретизирования, он был «полностью лишен практического опыта в этом деле. Я никогда даже и не видел ни одного настоящего танка изнутри».


Командир истребительной эскадры JG51 Вернер Мельдерс (слева) и генерал Гейнц Гудериан обсуждают взаимодействие танков и авиации.

О прямом обращении за опытом на Запад не могло быть и речи, поэтому немцы обратили взоры на Советский Союз, пытаясь проводить свои танковые эксперименты подальше от зорко следящих за ними англичан и французов.

В 1926 г. немцы создали танковую школу в Казани. Здесь и были построены первые послевоенные германские танки. Большая их часть была экспериментальными, но Гудериан, ставший к 1932 г. подполковником и начальником штаба Инспекции моторизованных войск, вместе с капитаном Пирнером, ответственным за производство танков, разработал программу вооружения для танков и танковых дивизий, которую горел желанием реализовать. В то время удалось договориться о производстве некого эрзаца легкого танка, типа танкетки Карден-Ллойд. Он получил обозначение PzKpfw I.

Придя к власти в 1933 г., Гитлер одобрил этот танк, заметив при этом: «Вот то, что мне нужно. Вот то, что я хотел получить». Гудериану же эта дешевая и простая машина прекрасно подходила для обучения и экспериментов.
Гитлер с готовностью шел на нарушения условий Версальского мира, и мощная программа по реорганизации германских вооруженных сил была вызвана к жизни.

Используя свои легкие танки PzKpfw I, а позднее и PzKpfw II, Гудериан имел возможность развивать свои «танковые» теории, приобретая в ходе учений практический опыт. Среди теоретиков танковых войск в 20-е гг. он занимал исключительное положение, так как получал поддержку от своего руководства и правительства. Что касается Советского Союза, то маршал Тухачевский, который создал крупные танковые формирования, был уничтожен в ходе сталинских чисток РККА в конце 1930-х гг., а его теории были позабыты.

В 1935 г. французы сформировали первую в мире бронетанковую дивизию. В ответ на это немцы сформировали три таких дивизии. На самом деле они не располагали достаточным количеством танков и другой техники для оснащения этих соединений. Тем не менее к 1937 г. Гудериан накопил достаточный опыт руководства этими войсками, чтобы изложить свои теории на бумаге в работе «Внимание - танки!».

Идеи Гудериана

Гудериан доказывал, что не использовать скорость и мобильность танков, приноравливая их к темпу продвижения пехоты, просто смехотворно. Танки должны быть сконцентрированы в соединения, которые смогут взломать линию обороны противника, а также развить успех прорыва с помощью стремительного наступления. В отличие от многих своих современников, Гудериан вовсе не настаивал на том, что танки должны осуществлять все это своими собственными силами.

Танковые формирования должны быть крупными и включать в себя другие, поддерживающие их роды войск, такие как артиллерию, саперные войска и пехоту. С самого начала германские танковые дивизии эффективно сочетали в себе эти отдельные виды войск и включали части моторизованной пехоты. Как отмечал Гудериан, «это срабатывает наилучшим и наиболее последовательным образом, когда определенное количество пехотных подразделений постоянно взаимодействует с танковыми подразделениями в крупных формированиях».
Во время Второй мировой войны все танковые дивизии включали в себя крупные части моторизованной пехоты. В своей работе «Внимание - танки!» Гудериан обосновал их роль в ходе скоростных боевых действий силами бронетехники, которые он намеревался осуществлять. Он полагал, что мотопехота должна поддерживать бронетехнику и развивать достигнутый ею успех.

Таким образом, тяжелое пехотное вооружение должно быть наготове для подавления противотанковой обороны и тех участков, которые будут обойдены танками, пока пехота будет закреплять успех прорыва, переходя в немедленное наступление. Как говорил Гудериан, «не должно быть никаких иллюзий по поводу пехоты. Танки способны нанести противнику урон и пробить брешь в его оборонительной системе, но обойтись без пехоты они не могут». Пехота должна была иметь дело с теми очагами сопротивления противника, которые оставались позади наступающих танков.

Взаимодействие пехоты и танков

Полагая, что танки будут вести наступление на подходящей для этой цели местности, Гудериан допускал, что может возникнуть необходимость посылать пехоту впереди танков, в случае если последние столкнутся на местности с такими препятствиями, как реки, возвышенности, укрепленные позиции или минные поля.

Гудериан также допускал, что поддержка успешной танковой атаки может стать слишком трудной задачей для пехоты, особенно в том случае, если она будет двигаться в пешем порядке. Все же «главной задачей для поддерживавшей наступление пехоты оставалось следовать за атакующими танками и без промедления развивать их успех».

Наиболее эффективным для этой цели было использование моторизованной пехоты, «в особенности, - как полагал Гудериан, - если транспортные средства для солдат будут сохранять мобильность на пересеченной местности... Если такие стрелковые подразделения будут объединены на постоянной основе с танками в единые формирования, они смогут сплотиться в братства по оружию, которые докажут свою ценность и в мирное время, и во время военных действий. Моральное преимущество, которого мы достигнем при этом, будет, по крайней мере, таким же большим, как и тактическое».
Однако в 1937 г. и даже во время военной передышки в 1939 г. германская армия не могла оснастить свои мотопехотные подразделения бронированными транспортными средствами. Германская мотопехота вынуждена была использовать лишенные брони машины. Гудериан описывал эту ситуацию следующим образом: «Мы не располагаем бронетранспортерами для передвижения по пересеченной местности.

Наши пехотные подразделения, которые были предназначены для взаимодействия с танками, передвигались или на мотоциклах или на пригодных для движения по пересеченной местности грузовиках. Пехота на мотоциклах во взаимодействии с бронированными транспортными средствами хорошо проявила себя при выполнении разведывательных операций и может быть использована для выполнения самых разнообразных задач, поскольку обладает хорошей скоростью, легко маскируется и обладает высокой проходимостью.

У нас в Германии достаточно хороших мотоциклов и пополнить их количество не составит проблемы. Пехота, перевозимая на грузовиках, обладает тем преимуществом, что помимо солдат с их снаряжением грузовики могут перевозить дополнительные грузы, как то боеприпасы, шанцевый инструмент, инженерное оборудование, а также провизия на несколько дней. Но используемые в настоящее время грузовики слишком громоздки и далеки от идеала, они испытывают затруднения при движении по узким дорогам с крутыми поворотами, и их трудно маскировать».
В 1938 г. Гудериан был произведен в генерал-лейтенанты и назначен командующим первого в мире танкового корпуса, обойдя при этом несколько старших по званию офицеров. В том же году ему было доверено командовать передовыми частями германской армии, аннексировавшими Австрию во время так называемого аншлюса. Это была хорошая возможность продемонстрировать его танковые подразделения, оказав сопротивление объединению, которое никогда полностью нельзя было сбрасывать со счетов. Аншлюс стал политическим успехом, но неудачей в военной области. Танковый корпус Гудериана действовал плохо. Хотя восторженные толпы приветствовали войска, в полной мере высветились проблемы обеспечения танковых формирований.

Количество механических повреждений техники значительно превышало 30%, признаваемых немцами. Танки ломались и испытывали нехватку горючего, и Гудериан был вынужден прибегнуть к угрозам, чтобы получать доступ к складам горючего.
До начала войны в 1939 г. Гудериану удалось улучшить снабжение своих дивизий. Однако бронетранспортеры для перевозки личного состава, которыми он стремился обеспечить мотопехоту в составе своих танковых дивизий, ко времени Польской кампании он так и не получил. Прототипы подразделений панцергренадеров продолжали сражаться и перевозиться на таких же транспортных средствах, какие были описаны Гудерианом в 1937 г.

Комментарии   

0 #2 Олег 21.10.2015 11:04
Тухачевский был зам.наркома обороны и занимался теорией и техническим оснащением РККА. То, что произошло в 1941г. - во многом его "заслуга". Какое техническое задание будет выдано конструкторам, то они и сделают. Предвоенные новинки просто физически не успели освоить - не хватило времени...
Цитировать
0 #1 Олег 21.10.2015 10:58
М. Тухачевский и его подельники были расстреляны за участие в военном заговоре, в чем он сам признался в первый же день ареста, при этом сдав всех его участников. Никакой внятной теории применения танковых войск в предвоенный период разработано не было. То, что пытаются назвать "теорией" рассыпается при первом же внимательном прочтении и попытке применить на практике. Это наглядно показал Освободительный поход 1939г., когда пехотные части по подвижности опережали танковые!!! Именно это и послужино причиной расформирования мехкорпусов.
Что до теории "глубокого прорыва" - то (не лопните от смеха) в первые дни танки должны были двигаться со скоростью 25км/сут, а затем - 8км./сут!!! Лучшего способа угробить соединение и не придумаешь.
На танках отсутствовала рация - получил команду перед боем, а там как повезет... Так же на танках отсутствовала и командирская башенка. Чтобы понять какой был обзор изнутри - залезьте в железный бак, и сделайте 3 небольших отверстия по краям...
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить