Скифы в боюНепобедимые кочевники, повелители степей боготворили войну. Она давала скифам пропитание, власть над соседними народами. Война была смыслом их существования и стимулом для развития всего племенного строя. Так говорят об отношении скифов к войне античные историки: от Геродота до римлян.


Без хорошего оружия невозможно победить сильного врага. Прославляя войну, скифы преклонялись перед мечами, луками, копьями. Они ценили надежные металлические брони, шлемы. Геродот пишет о том, что при заключении договоров в чаши, наполненные кобыльим молоком и кровью людей, скифы опускали наконечники стрел и копий, лезвия секир и мечей. Над окропленным смесью молока и крови произносили магические заклинания, славя богов битв.
Кровь убитого врага, считали скифы, давала победителю новые силы. Античные авторы среди диких военных традиций степняков отмечают такой: в бою скиф отсекал голову поверженного противника, припадал к жиле, из которой била горячая кровь. Насытившись, кочевники набивали кожаные мешки головами врагов и отвозили их в свои лагеря, чтобы демонстрировать вождям доблесть.
Существовала технология вываривания вражеских голов в кобыльем молоке. Из черепов делали чаши для питья. Их находят археологи в скифских курганах. На пиры скифы не допускали тех воинов, которые не имели подобных чаш из человеческих черепов.

 

Скифская охота на вепря

Скифская охота на вепрей


Античные авторы упоминают о крупных святилищах богам войны, которые имелись в каждой области, где проживали скифы. Такие святилища воздвигались в виде громадных куч веток, тростника, которая загнивала от дождей и оседала. Кучу постоянно из года в год подновляли, доставляя возы с хворостом. На кучах, обсыпанных землей, были воткнуты громадные железные мечи, которым и приносились человеческие и прочие жертвы. Именно на таких святилищах закалывали быков, коней, козлов, окропляя дерн вином и кумысом.
Своим лукам и мечам скифы приносили обильные жертвы. Иногда в честь вооружения, даровавшего победу, убивали на высоких насыпных курганах десятки пленников. Над головой пленного врага проливали кумыс с кровью, затем резали горло обреченному, собирая свежую кровь в корыто. Ее  выливали на вершине кургана на кучи оружия при восхвалении богов войны. Тела убитых рубили на куски и разбрасывали в степи хищным зверям и птицам.

Охота скифского вождя

Охотничий выезд скифского вождя

Особенным почетом окружали скифы свои гибкие и дальнобойные луки. Греки говорят о том, что скифские всадники могли управляться с луком левой и правой рукой. Плутарх пишет о военных традициях почитания боевых луков, согласно которым на пирах скифы никогда не прикасались к лукам в состоянии опьянения. Считалось, что лук не должен помнить слабости своего хозяина. Подобно ретивому коню, лук мог подвести своего хозяина в бою, если знал, что тот может оказаться недостаточно сильным в решающую минуту.
В спорах с персами скифы кичились превосходством своих луков, что нашло отражение в легендах о войнах с персами. В дар своим врагам степными приносили пучки стрел, указывая на собственную непобедимость. Такой коварный дар в свое время получил персидский царь Дарий, которого скифы едва на сгубили в своих степях. Недаром греки пытались заполучить скифских лучников на свою службу, щедро оплачивая наемников из степных районов.

 

Скифский всадник

Скифский лучник в боевом снаряжении


Культура стрельбы из лука у скифов имела древни корни. Смертоносность этого оружия скифы повышали не только за счет дальнобойности. Они пропитывали змеиным и другими сортами ядов наконечники стрел, их древесину. Греческие историки пишут о том, что степняки ловили ехидн для добычи яда. Кочевники убивали детенышей ехидны, бросали трупы гнить под солнцем, потом мешали гнилое мясо ехидны с кровью пленников. Смесь хранилась в свежем навозе. Лучший яд получался из отцеженного гноя, полученного из такой адской смеси. Отравленные стрелы скифов не давали шансов на выживание. Жертва погибала от малейшей раны, противоядия не было.
Иногда ядом также заполнялись полые тростниковые древки стрел. В горитах (футлярах для хранения стрел) могли помещаться обычные и отравленные древки, которые употреблялись в зависимости от важности ситуации (всего до 180 штук).
Скифы боготворили и свои мечи-акинаки, достигавшие длины до 75 сантиметров (как свидетельствуют находки в курганах). При рождении сына отец протягивал ему новый меч, который должен был сопутствовать воину отныне всегда. Причем не только в земном мире, но и в потустороннем, в мире духов и богов, куда уходили воины после гибели. Мечи находят в древних захоронениях не только знати, но и простых воинов. Скифский меч на своему качеству напоминал дамасские клинки и был с двумя лезвиями. Украшали рукоятки и ножны сцены охоты на зверей, бытовые сценки из жизни степняков.
Меч был не просто орудием войны. Для скифских царей он символизировал власть над племенем и землей, над стадами. Мечи, вероятно, имели свои собственные имена и бережно хранились, почитаемые наравне с богами.
Типичное вооружение скифа состояло, таким образом, из меча, лука со стрелами, хорошо отточенной секиры и копья с ножом. Именно в таком вооружении представлены воины каменных изваяний, оставленных скифами на их курганах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить