Русские варягиЧему верили, каким богам поклонялись варяги, служившие  византийским императорам и русским князьям? В десятом веке на Русь уже проникает христианское учение. Византийские и балканские миссионеры, прибывавшие в лесную страну неведомых скифов, умели найти пути к душам воинов и купцов.


Христианство на Руси той поры, как и в позднем Риме, активно искало приверженцев в самых разных слоях населения. Не обошло оно и варяжских наемников, прибывавших в  Новгород, Киев, другие города продавать свои воинские таланты. "Повесть временных лет", которой приходится верить историкам, указывает на то, что некоторые варяги уже не принимали язычество, отдавая сердце учению Христа.
Записи повести, отмеченные 945 годом, говорят о том, что князь Игорь принял в войско многих русских варягов, исповедовавших христианство. Крещеные варяги собирались на службу в киевской соборной церкви святого Ильи. Это был один из главных столичных храмов, где причащались богачи и приближенные к князю воины.
Далее в записи от 983 года читаем о гибели двух русских варягов, бывших христианами. Отец и сын пришли из Греков в Киев, где и были убиты. Летопись указывает местожительство убиенных воинов -- у храма Богородицы, на собственном дворе.
Судя по летописным строкам, варягов в Киеве было в десятом веке немало. И, вероятно, они стали проводниками новой веры в широких массах.  Понятно становится, следуя фактам летописи, почему так активно помогали варяги ликвидировать языческие капища, преследовать волхвов.
В 1024 году варяжская дружина князя Ярослава помогла своему господину разобраться с бунтовавшими волхвами. Князь позвал в Новгород варяжского предводителя Якуна. Разумеется, небезопасно было бы князю, который попал в сложное положение, подливать масла в огонь и приглашать для подавления языческого выступления северных  бойцов, веровавших в целы пантеон богов, а не в единого Спасителя. Не иначе слепец Якун был христианином, на которого можно было положиться в щекотливом деле. Правоверный христианин не дал спуску идолопоклонникам.
Византийские авторы  сообщают о племенах росов, понимая под ними варягов. Классики русской исторической науки В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.А.Гедеонов указывают на связь походов варягов Аскольда и его славянских помощников на Царьград. Именно под стенами Царьграда бывшие язычники-варяги последовали за свои вождем Аскольдом. принявшим христианское учение, якобы уверовав в чудо несгораемого Евангелия. Чудо демонстрировали святители, посланные царьградским базилевсом.
С.М. Соловьев также указывает на то, что варяги, принявшие веру византийцев, становились потом на Руси деятельными проводниками нового учения. Византийцы умело использовали варягов. Отклики кампаний по обращению северных варваров в христианство доносят  жития святых. В «Житии Георгия Амастридского» говорится о разграблении варягами, ударившими на  побережье Азовского моря. Свирепые воины не щадили никого, жгли дома, пока их предводитель не очутился перед алтарем Георгия Победоносца. Случилось чудо. Князь варваров преклонил колени перед изображением святого и стал христианином, отрекшись от прежних грехов.
Аналогичная история есть и в житии Стефана Сурожского, где варяжский вождь принимает кару  Господа за злодеяния и грабеж, а потом возвращает награбленное и принимает христианство.
В 860 году варяжское посольство (росы) были крещены в Константинополе. Получается, что задолго до официального Крещения Руси византийцы сумели подготовить немало приверженцев Христовой веры, создав тем самым предпосылки для признания христианства византийского толка государственной религией Руси. 
 {jcomments on}