Степан РазинРазинское восстание было крупнейшим из народных движений в России XVII в., охватившее огромную территорию страны. Донское казачество сыграло в нем исключительно важную роль - выступило в качестве организатора и выдвинуло предводителя восстания Степана Тимофеевича Разина. Среди множества предпосылок восстания большое значение имели события, которые сложились на Дону и относились к казачеству. Связано это было с изменениями, которые происходили на Дону со второй половины XVII в. Принятие в 1649 г. Уложения имело в качестве последствия усиление бегства на Дон крепостных людей. На Дону они становились казаками. Однако их имущественная несостоятельность, отличавшая их от старожилых казаков, дала повод для того, чтобы их называли голытьбой, или голутвенными казаками, а также набродом по причине их ухода из внутренней России и недавнего появления на земле Войска Донского. В связи с этим усиливались внутренние противоречия среди казачества, но уже по принципу его социального расслоения. Жизнь донского казачества была буквально  перевернута бунтом Разинской вольницы.


Традиционным источником существования донского казачества были военные походы. Но после возвращения в Азов турки значительно укрепили выход с Дона в Азовское море, и для казаков выход в море стал затруднен. В такой обстановке усилилось стремление донской голытьбы к походам на Волгу, которые по традиции считались «воровскими». Еще в 1627 г. в войсковое право была введена норма, согласно которой такие походы ставились вне закона, а их участники подлежали смертной казни. Однако, поскольку походы на Волгу донской голытьбы были выгодны не только ей самой, но и многим казакам, они продолжались. Вопрос о походах казаков на Волгу неизбежно обострял отношения между всем казачеством и московскими властями: он усиливал стремление казачества к защите своей самостоятельности по отношению к Русскому государству.

Донские казаки и крепостное право
Для современой российской историографии характерно стремление подчеркнуть особенности участия донского казачества в Разинском восстании и специфику побудительных мотивов для этого. Это совершено справедливо. Вместе с тем для объединения казачества в ходе восстания с теми слоями городского и сельского населения России, которые приняли в нем участие, для превращения С. Разина из казачьего повстанческого атамана в предводителя восставшего народа страны имелись основания. Во-первых, связаны они с тем, что защита казаками-разинцами традиционных донских вольностей имело значение не только для казачества. Вольности, которыми располагало Войско Донское, имели значение для народа всей страны, поскольку уход на Дон вел к приобретению вольного казачьего статуса. В России существовало мнение, что «Доном от всяческих бед освобождаютца», которое выражал Г. Котошихин. Вместе с тем для казачества отношение населения русских городов и уездов к крепостному праву было вовсе не чуждо. Сами казаки признавали свою близость к народу России, поскольку, как отмечал автор «Поэтической» повести об Азовском осадном сидении Ф. Порошин, казаками были те, кто уходил на Дон «из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых». Кроме того, некоторые казаки имели в качестве крепостных своих родственников, которых не могли легально увести с собой на Дон. Подобный случай отражен в деле 1687 г., когда казак Иван Афанасьев просил разрешение вывести на Дон дочь Прасковью, которая «живет на Новом Сколе и шатаетца меж двор». На челобитной казака была наложена резолюция: разрешение может быть получено лишь в том случае, если «та ево дочь подлинно вольная и ни у кого и ничем не укреплена». На самих казаков крепостное право не распространялось. Правительство не раз разъясняло это, но все-таки требовало от атаманов и казаков, чтобы они»таких новоприходцов новых казаков к Москве не присылали для ссоры» на случай, если нового казака узнает его прежний господин и потребует его выдачи. Возвращение казака прежнему помещику в таком случае нельзя было полностью исключать. В 1669 г. такая опасность нависла над казаком Романом Пуговченковым, когда его прежний владелец, елецкий помещик Е. Бехтеев, потребовал его выдачи, а правительство удовлетворило его челобитную при очной ставке с казаком. В 1672 г. казак Агейко Феоктистов, «который был на Дону в казакех и з Дону приехал на Воронеж для жены своей», был назван, по своему прежнему состоянию, крестьянином Троицкого Борщева монастыря. Казаков не могло не беспокоить стремление правительства распространить на землю донских казаков нормы сыска и выдачи беглых, когда в 1666 г. последовал запрет казакам предоставлять убежище крестьянам шацких дворцовых сел. Имелись, таким образом, серьезные причины для того, чтобы вопрос о крепостном праве, первостепенный для народа России, вовсе не был чужд донским казакам. В этой связи, при признании у казаков в Разинском восстании особых, специфических интересов, есть основание видеть у них общие интересы с теми слоями населения русских городов и уездов, которые участвовали в нем.

 

Карта разинского восстания

Степан Разин на  Дону
С. Разин родился примерно в 1630 г. в семье казака Тимофея Рази. Крестным его отцом был К. Яковлев, долгие годы бывший войсковым атаманом. Следовательно, С. Разин относился к знатным казакам. В 1652 г. он ходил на богомолье в Соловецкий монастырь и имел, таким образом, возможность познакомиться с внутренней жизнью народа России. В 1658 г. он был в Москве с составе зимовой станицы атамана Н. Васильева. Он успел зарекомендовать себя как опытный казачий дипломат и в 1661 г. был отправлен к калмыцким тайшам для переговоров о совместном походе на крымского хана. В 1663 г. он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил под Перекоп, где была одержана победа и взята большая добыча. Однако в дальнейшем он сблизился с казачьей голытьбой.
Предвестником восстания был поход донской голытьбы в 1666 г. к Воронежу и Туле под предводительством атамана Василия Уса. Казаки стремились наняться на царскую службу, но они не были приняты. Им пришлось уходить на Дон. К казакам присоединилась некоторая часть местных крестьян. Чтобы уйти с казаками, им пришлось увести с собой принадлежавших их помещикам коней. Возвращение казаков В. Уса еще более обострило положение в Войске Донском.
Это проявилось весной 1667 г., когда начался поход большого отряда донской голытьбы на Волгу. Возглавил казаков С. Разин. Поход отличался своими масштабами. Первоначально в Паншином городке на Волго-Донской Переволоке собралось 600-800 казаков, и их число быстро росло.
Предприятие началось как обычный поход казаков «за зипунами». Выйдя с Дона на Волгу через реки Иловлю и Камышенку, казаки разгромили суда патриарха и московского гостя В. Шорина. Ярыжных людей и колодников с этих судов они приняли к себе.
Но очень скоро он стал приобретать признаки казачьего восстания. Под Астраханью казаки разгромили отряд стрельцов, посланный для перекрытия им выхода в Каспийское море. Затем они взяли Яицкий городок. Взятие правительственной крепости означало, что поход казаков С. Разина «за зипунами» переросло в восстание.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить