Новости

Боевой опыт

Военная история

Вооружения

Армии мира

Халхин-ГолМонголия и Китай издавна привлекали японскую империю, испытывавшую «недостаток территорий и ресурсов для развития». Оккупация Квантунской армией обширных пространств континентального Китая (Маньчжурии) и создание марионеточного государства-протектората Манчжоу-Го позволили вплотную приблизиться к Монголии. Захват соетской земли предоставил бы  Японии несомненные стратегические преимущества: по ней проходила через Сибирь железная дорога, которая соединяла  сообщения между Дальним Востоком и центром Советского Союза. Советское Приморье являлось лакомым куском для японцев, издавна «точивших зубы» на Сахалин и дельту Амура. Но эти территории держали под контролем крупные соединения РККА, и самураи после неудачи в предыдущем сражении понимали, что предстоящая война - это война с Красной армией. По самураскому плану «Оцу» фронт на западе наступал бы на русский город Нерчинск. Потом самураи хотели вести наступление  на Улан- Удэ и город Рухдово.


 Привлекало японцев и то, что граница СССР и Монголии вдоль реки Халхин-Гол вплоть до 1939 года ни одного раза точно не демаркировалась. В пустыне не было никаких важных объектов. Можно было «по праву сильного» оккупировать спорные территории и оттуда развивать экспансию вглубь монгольской, а если повезет, и русской территорий.  
Заметив активность японской армии, в начале мая 1939 года пограничники монголов перешли на восточный берег Халхин-Гола и выдвинулись до селения  Номонган. Командование японской Квантунской армии среагировало быстро: ячасти самураев подошли к Халхин-голу, чтобы удержать противника. Сегодня из рассекреченных документов ясно, что англичане полностью прикрывали действия японцев. В середине лета 1939 года Британия и Япония договорились о признании англичанами всех захватов в Китае.  
Японцы потому были очень заинтреесованы в войне  на границах с Монголией. Оптимизма им придавал факт -- РККА было непросто снабжать своих солдат ресурсами. Не было дорог и не зватало транспорта.

Война в районе Халхин-Гола была начата 11 мая 1939 года. Кавалеристы японской армии прошли   15 по территории МНР и атаковали монгольскую  заставу на высотке Номон-Хан-Бурд-Обо. Утром 17 мая 1939 года командир 57-го особого стрелкового корпуса РККА  комдив Н. В. Фекленко двинул  к границе советские части. 22 маякрасноармейцы форсировали Халхин-Гол и отбили самураев к границе. Затем  с 22 по 28 мая 1939 года в районе боевых действий накапливаются значительные силы Красной армии и частей МНР. Из монгольских подразделений на Халхин- Голе отличилась слаженностью  6-я кавалерийская дивизия, сражавшаяся с 17 мая и до окончания боев. Впоследствии в связи с расширением конфликта 25 июня из Матата также подошла  8-я кавалерийская дивизия МНР.
В начале июля японские войска отдельной 6-й армии перешли на западный берег Халхин-Гола и захватили плоскогорье Баин-Цаган. Они хотели заставить Красную армию отойти с плацдарма на восточном берегу. Назначенный командующим советско-монгольской группировкой в Монголии Г.К. Жуков контратаковал врага танками -- одной бригадой. было утрачено половина танков, но танкисты вынудили японцев бежать из  района Баин-Цаган и укрепиться на восточном берегу.
Была усилена и воздушная группировка советских войск в Монголии. В мае на военные аэродромы у Баян-Туменя из Забайкальского военного округа приземлился  22-й истребительный полк в составе 63 истребителей И-15 бис и И-16. Затем в Монголию были перебазированы 59    бомбардировщиков СБ и другие части. 29 мая 1939 года из Москвы спецрейсом в Монголию прибыли 48 опытнейших советских летчиков. Они уже воевали в небе Испании и Китая. Среди них - 22 летчика имели звание Героя Советского Союза. Во главе асов стоял комкор ВВС  Яков Смушкевич.

 

Бои под Халхин-Голом

 

В июне в небе над Халхин-Голом рагорелись сильнейшие воздушные бои, в которых с каждой стороны дрались десятки самолетов. 22 июня 105 советских истребителей сразились со 120 японскими. Противнику пришлось отступить к базам в Маньчжоу-Го, потеряв 31 машину. Потери советской авиации в том воздушном бою составили 14 самолетов, погибли 11 летчиков, в том числе командир 22-го истребительного полка майор Глазыкин. Ожесточенные воздушные бои велись также  24 и 26 июня. Соотношение сил было примерно по 50-60 самолетов с каждой стороны. В наиболее ожесточенных воздушных боях с 22 по 28 июня японские ВВС потеряли 90 самолетов. В результате этих боев советской авиации удалось завоевать превосходство в воздухе.
20 августа 1939 года началось решающее советское наступление на японские позиции на восточном берегу Халхин-Гола. Под руководством Г. К. Жукова был разработан не только ее план, но и детали оперативно-тактического обмана противника. Все передвижения войск в прифронтовой полосе производились только в темное время суток. Это позволило свести эффективность авиационной разведки противника до минимума. Командный состав, проводивший рекогносцировки на местности, должен был выезжать в красноармейской форме и только на грузовых автомашинах.

Красная армия

 

Генерал Григоренко, бывший тогда майором, так охарактеризовал ход и исход этой операции: «Первая армейская группа... окружила находящиеся на монгольской территории части 6-й японской армии. В последующих боях эти части были полностью уничтожены. Японцы не сдавались, а прорваться не смогли. Во-первых, потому, что не имели приказа на отход с занимаемых позиций. Во-вторых, слишком велико было численное и техническое превосходство у нас».
Г.К. Жуков так описывал последние бои на Халхин-Голе: «С 24 по 30 августа шла траншейная борьба, упорная борьба за каждый бархан. Это была целая эпопея. Возле каждой высоты наши войска встречали бешеное сопротивление. Генерал Камацубара обманывал окруженные части, предлагал им по радио и через голубиную почту держаться, обещая поддержку. Японцы, введенные в заблуждение своим командованием, упорно отбивались. Каждую высоту приходилось брать приступом. Наша тяжелая артиллерия уже не имела возможности вести огонь, так как железное кольцо наших войск все более и более замыкалось. Возникала опасность попадания в своих. Артиллеристы под огнем неприятеля выкатывали вперед пушки на открытые позиции и били по траншеям врага прямой наводкой, а затем пехотинцы со штыками и гранатами шли в атаку, врываясь в траншеи.

Японцы при Халхин-Голе

Японский офицер ведет наблюдение во время боев на реке Халхин-Гол


Замечательно действовала наша авиация. Она беспрерывно патрулировала в воздухе, не давая японским самолетам бомбить и штурмовать наши войска. Наши летчики делали по 6-8 вылетов в день. Они разгоняли резервы противника и штурмовали его окруженные части. Японские истребители терпели поражение за поражением...
 К 30 августа в руках японцев оставался последний очаг сопротивления - сопка Ремизова... К этой сопке собрались остатки войск императорской армии. Японская артиллерия почти вся к этому времени была выведена из строя. Поэтому японцы вели главным образом минометный и пулеметный огонь. Наши части, охваченные величайшим воодушевлением, все сужали и сужали кольцо. 30 августа на сопке Ремизова заалели красные знамена».
Из окружения на реке Халхин-Г ол почти никому из японцев не удалось вырваться. Неприятельское командование не раз предпринимало безуспешные попытки проведения отчаянных пехотных атак и контратакующих ударов. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Хорошо обученная и вооруженная, обладавшая трехлетним опытом войны в Китае, 6-я отдельная японская армия за считанные дни в буквальном смысле перестала существовать.
 Г.К. Жуков не зря говорил о военно-техническом преимуществе РККА как об одной из составляющих ее победы. Например, у японцев почти не было грузовиков --  все перевозки осуществлял гужевой транспорт. Жуков в мемуарах не зря помянул добрым словом советских автомбилистов: «Чудо-богатыри шоферы делали практически невозможное. В условиях изнуряющей жары, иссушающих ветров кругооборот транспорта в 1300-1400 километров длился пять дней!»
Японская сторона проигрывала  советской также и в простом  количестве танков. В  1939 году РККА располагала примерно 17 тысячами танков, а в год заводы выпускали  3 тысячи броневых машин. Японцы в  1940 году, когда активизировался процесс  наращивания производства, выпущено было лишь 573 танка. Единственный в японской армии танковый корпус, действовавший на Халхин-Голе, располагал 182 боевыми машинами, что на деле равнялось танковой бригаде РККА. Совесткий военачальник Жуков к   августовскому наступлению  располагал 498 танками и 385 бронемашинами.
Советская авиация не оказалась сильнее японской технически. Истребители И-16 и И-153 («Чайка») по скорости и маневру равнялись в общем-то с главными  японскими истребителями   «Мицубиси» А5М и «Накадзима» Ki-27. Но японским ВВС очень не хватало  опытных летчиков, имевших практический опыт боев. С советской же стороны воевали несколько десятков асов, получивших боевую практику в Испании.
Только в мае  1942 года причины конфликта были полностью  уничтожены. Граница СССР была строго определена. Спорный район у Номонгана перешел во владении МНР.

Комментарии   

+1 #2 dred 29.10.2014 18:12
Зато потом самураи сидели, как мыши..Так и не отважились ударить в 41-м. А могли. Квантунская армия насчитывала свыше 800 танков, 3 тысячи самолетов. И полтора миллиона штыков. Нужен нам был такой подарок в 41-м?
Цитировать
0 #1 Миша Копытько 29.10.2014 17:56
Ну конечно и тут восхваление Жукова, а сколько погибших окзаалось у РККА из-за головотяпства красных придурков-командиров? Забыли? Че ж не написать?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить