Армия МаккавеевСмелый воитель, прославленный Библией, расчетливый стратег, адепт иудаизма Иуда Маккавей принадлежал к роду Хасмонеев. Он возглавил восстание своих соотечественников и спас нацию от полного уничтожения. Маккавей очистил главный Храм от скверны, избавил иудеев от язычников. Его подвиги и военная история описаны в древних хрониках. А сражаться Маккавею довелось с наследником славы самого Александра Македонского, с сирийским властителем Антиохом IV, который жестоко угнетал иудеев в то время.


Главные сведения содержатся в 1-й и 2-й Маккавейских книгах, точные авторы которых неведомы. Писал о Маккавее и Иосиф Флавий. Книги Маккавеев сочинили набожные ортодоксальные иудеи в 175-135 годах до н. э. Эти повествования не включены в иудейский канонический свод. Фактически войны Маккавеев были гражданскими по сути столкновениями эллинизированных иудеев и их соплеменников, мысливших в традициях религии иудаизма.
После смерти Александра земля вокруг Иерусалима отошла к Птолемеям, потом к Селевкидам. Антиох IV Епифан был помешан на языческих обрядах, не признавал никаких иных верований. Он насаждал эллинистические культы. По его приказу в крупных городах возводили алтари для богов греческого пантеона. Иерусалим оказался не исключением, тут также было велено соорудить пышный алтарь Зевса.
Иудеи частично признавали новые веяния. Они старательно брили бороды, занимались гимнастикой по греческому образцу. Обрезание каралось пытками. Как и прочие иудейские обычаи. В 168 году до н. э. приказом Антиоха было запрещена Тора. Но не все иудеи решили отказаться от древней своей религии. Появились мученики за веру. Их преследовали. Наконец вспыхнуло восстание, которое подготовили люди Маттафии Хасмонея, священника. Вскоре сам Маттафия умер. Но его клич «Тот, кто за Господа, пусть следует за мной!» остался. Он превратился в боевое оружие, которое иудеи обратили против сирийцев. 
Перед кончиной Маттафии власть была доверена его сыну Иуде. Братья этого иуды получили прозвище Маккавеев. Вроде бы так называли боевой молот. Этимология слова туманна. Иуда Маккавей был глубоко верующим фанатиком. Он молился перед каждым боем Иегове. Полководец Антиоха Лисий в 163 году до н. э. очистил от бунтовщиков Иерусалим. Правда, эллины Антиоха сделали выводы. Эллинизм больше не насаждался так настойчиво.
Но Лисий погиб. Его преемник Никанор заключил с Иудой Маккавеем мирное соглашение. Но после мирного договора Никанор опасался Иуды, а в 160 году до н. э. Никанор вновь попробовал атаковать своего врага. Попытка окончилась крахом, Никанора сразили в бою. Иуда Маккавей во главе своих войск повторно овладел Иерусалимом. Блестящая победа стала для Иуды последней: в Иудею были направлены крупные силы державы Антиоха.

Войска сирийцев расправились с восставшими, вождь повстанцев Иуда был заколот в решающей битве с сирийцами. Борцы за истинную веру в Иудее, воодушевленные идеологией священной правды и войны, умели наносить сирийским гоплитам поражения. Они выстроили свою тактику, которая пробивала фаланги македонского типа. Иудеи нападали на фалангитов в горных ущельях, где евреи изведали каждую тропинку. А греческая армия строилась по знаменитой тактике Александра Македонского. В основе боевого строя была непобедимая доселе фаланга воинов с длинными копьями-сариссами. На плоской местности фаланга оказывалась несокрушимой. В горах взаимодействие частей не всегда удавалось наладить. Греки плохо взаимодействовали со своей средней пехотой, с конницей.
 В 164 году до н. э. сирийский гарнизон покинул священный Иерусалим, в горож вошли повстанческие полки. По тихим улицам иудеи поднялись к Храмовой горе и заметили, что ворота святого для них Храма выжжены, дворы Храма захламлены, священный алтарь обагрен кровью эллинских животных. Иуда Маккавей повелел своим воинам восстановить все порушенное. Нечистый алтарь сожгли, изготовили новый светильник для вечного огня. Весь еврейский народ в радостно собрался в Храме, чтобы видеть, как возжигается святой огонь. Это был триумф военного искусства Иуды Маккавея. Получилось, что его иудейские подвижники сокрушили славу самого Александра Великого. Сделали то, что не смог сделать персидский царь.  {jcomments on}