Военные инженерыС самого начала создания регулярного флота потребовались знающие специалисты, умевшие строить оборонительные укрепления,  возводить порты и базы для стоянок кораблей. Петр Первый и его администрация прилагали большие усилия для организации действенной военно-инженерной службы. Однако военные инженеры России появились на флоте задолго до Петра.


Первыми инженерами в русском государстве стали иностранцы, которых начали приглашать на службу в царствование Иоанна III (вторая половина XV века). Каждый инженер, приезжавший в Россию, принимал обязательство работать определенный срок за известную плату, получал содержание и имел у себя помощников. Они знакомили русских мастеров с искусством возведения каменных стен, башен, показывали, как нужно обжигать кирпич.
Вместе с тем нужно отметить, что инженерное искусство было известно русским еще с IX века, когда они укрепляли свои города деревянными стенами, окружали их глубокими рвами.
История не сохранила потомству имен первых русских военных строителей, однако известно, что задолго до приезда первых иностранных инженеров в России уже были укрепленные города — Чернигов, Киев, Новгород, Старая Ладога и другие.
В летописях XI века среди строительных специальностей упоминаются «городовики» (строители городов), «мостники» (мосты и переправы) и «порочные мастера» (строители осадных машин).
В летописях XIV века уже встречаются имена строителей Василия Кузьмина, архиепископа Новгородского Василия, заложившего городскую стену над Волховом (он же строил храмы и мосты).
В 1323 году новгородцы строят каменную крепость Орешек для защиты входа в Ладожское озеро со стороны Невы, позднее (в 1425 году) — Соловецкий, за ним Кандалакшский, Усть-Кольский (на реке Коле) и Печенгский монастыри-крепости.
В царствование Ивана Грозного иностранные инженеры составляли особое сословие, имели учеников и вместе с русскими мастерами сооружали укрепления и участвовали в осадных работах.
В это же время, в 1570 году, была предпринята первая попытка создания регулярного флота: под Вологдой построили эллинги и другие необходимые сооружения и
начали строительство двадцати кораблей для Балтийского и Белого морей. Однако Иван Грозный, понимая пользу инженерного дела, необходимых средств для подготовки собственных инженеров не выделял.
В царствование Василия Шуйского было положено начало теоретическому образованию русских инженерному искусству, для чего выполнен перевод с немецкого и латинского языков «Устава ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки» (1607-1621 годы).
Первые цари из дома Романовых не имели средств для подготовки инженеров и продолжали приглашать иностранцев. Инженерное дело вместе с артиллерией находилось в ведении Пушкарского приказа, основанного в 1611 году.
В 1656 году предпринимается вторая попытка создания регулярного флота на Балтийском море. С этой целью в ходе войны со Швецией на Западной Двине в Кокенгаузене развернулось береговое строительство и постройка кораблей под руководством боярина А. Л.Ордина-Нащокина. Однако по мирному договору 1661 года их пришлось уничтожить.

Нащокин

Боярин А.Л. Ордин-Нащокин

С 1667 года основным центром русского кораблестроения становится Дединовская верфь на Оке (Коломенский уезд): там под руководством А.Л.Ордина-Нащокина построили первый русский трехмачтовый 22- пушечный корабль «Орел» и еще четыре судна. Инженерами-кораблестроителями и адмиралтейскими гидротехниками по-прежнему работали иностранцы.
Организация Петром I регулярной армии и флота потребовала подготовки собственных инженеров. Петр I установил правила для* теоретического и практического образования инженеров и управления ими. Ближайшими его соратниками в этом деле стали Р.М.Брюс и де Кулон, а после них — Б.К. Миних.
Первые инженеры готовились на инженерном отделении учрежденной в 1701 году Пушкарской школы. В 1712 году в Москве открылась первая инженерная школа, а в 1719 году в Петербурге — вторая. В то время «инженеры входили в штат артиллерии (Пушкарский приказ) и во всем зависели от артиллерийского управления...».
Решением боярской Думы от 20 октября 1696 года в России начал создаваться регулярный военный флот. Все дела по кораблестроению и необходимому береговому строительству вначале сосредоточились в Поместном приказе, с декабря 1696 года — во Владимирском судном приказе, а с 1700 года — в Приказе адмиралтейских дел (Адмиралтейском приказе).
Строительство флота началось в Воронеже, там же первоначально сосредоточилось и все морское управление. Позднее, в 1705 году, в Таврове заложили Новое адмиралтейство, а Воронежское адмиралтейство перевели в место впадения реки Осереды в Дон.
Руководил созданием Азовского флота начальник разряда Стрешнев, главным помощником которого был Франц Тиммерман.
В подчинении Адмиралтейского приказа находились корабельные мастера, мастеровые строительных работ и русские матросы. Этот приказ ведал постройкой судов и необходимых адмиралтейских зданий и сооружений.
Для заведования военными чинами флота из иноземцев в декабре 1698 года был учрежден Приказ воинского морского флота.
Состав приказов, их взаимоотношения, сферы влияния, подчиненность не были определены никаким законом. Все работы выполнялись по указанию Петра I разными лицами.
В 1707 году управление флотом перешло к Ф.М.Апраксину, позднее назначенному генерал-адмиралом. Его помощнику в Воронеже, стольнику Колычеву, поручались все адмиралтейские дела и постройка адмиралтейских зданий и сооружений.
Строительством судов, зданий и сооружений для Балтийского флота заведовал комендант Олонца Яковлев и его помощники дьяки Топильский и Степанов, которые подчинялись губернатору Ингерманландии А.Д.Меншикову.
КрепостьВ 1707 году вместо приказов начали учреждаться канцелярии, поэтому Адмиралтейский приказ сменяется Адмиралтейской канцелярией. Для руководства флотом и личным составом создаются Воинская морского флота канцелярия и другие учреждения. Возведение необходимых флоту зданий и сооружений поручается канцеляриям Гаванного и канального дела, Строения котлинских домов (строительство гидротехнических сооружений и каменных домов в Кронштадте) и другим. Для руководства строительством крепостей, в том числе приморских, возводимых одновременно с военными портами для их защиты, создается Канцелярия артиллерии и фортификации.
Первые усилия инженерно-строительных органов армии и флота были направлены на обеспечение выхода России к Черному, Балтийскому и Каспийскому морям, создание Азовского (1696) и Балтийского (1703) флотов, а также Каспийской флотилии (1722) и их систем базирования: военных портов и приморских крепостей в Таганроге, Петербурге, Кронштадте, Ревеле и Астрахани. Судостроительные верфи были построены в Воронежском крае (Воронежское и Тавровское адмиралтейства), на реках Сясь, Свирь (Олонецкая верфь) и Луга, в Новой Ладоге, Петербурге (Главное Адмиралтейство и «Галерный двор»), в Казани для строительства судов Каспийской флотилии, в Архангельске, а также в Брянске для строительства судов Днепровской флотилии, намечаемой к формированию в 1723—1725 годах для осуществления второй попытки выхода к Черному морю.
Основное внимание с началом Северной войны (1700—1721) уделялось военному порту и крепости Кронштадт, прикрывавшей с моря Санкт-Петербург. Строительство Кронштадта началось с возведения в 1704 году на искусственном основании морского форта Кроншлот, Ивановской, позднее Лесной береговых батарей и батареи Толбухина. В 1712 году приступили к созданию гаваней (закончены к 1722 году), в 1719 году — канала, названного позднее именем Петра Великого. Одновременно строились «фортеция на острове, каменные дома и другие постройки...».
Первыми строителями Кронштадта стали солдаты полков Ф.С.Толбухина, П.И.Островского, И.В.Молчанова и жители российских губерний.
Главным строителем порта и крепости работал английский военный инженер Э.Лейн. В это время местная администрация в Кронштадте была в основном строительная (флот на зиму уходил в Петербург). Главный строитель присматривал и за частью судов, когда их стали оставлять с 1712 года в строящихся гаванях.
Строительством военного порта в Ревеле с 1713 года руководил генерал А.М.Девиер, которого позднее сменил А.Д.Меншиков. Непосредственно строительной частью (строительством гавани, цитадели, адмиралтейских магазинов, приморских батарей, других зданий и сооружений) ведал инженер-майор И.Л.Люберас.
В 1721 году началось строительство военного порта в Рогервике (позднее — Балтийский порт, ныне — город Палдиски), прекращенное после смерти Петра I. В дальнейшем начало каждого нового царствования отмечалось стремлением найти хорошо защищенную от штормов передовую операционную базу для Балтийского флота, и взоры опять устремлялись к Рогервику, где каждый раз работы возобновлялись, но ввиду большой стоимости не заканчивались, и передовой базой оставался слабо защищенный от волнения Ревель.

 

Крепость

 


В 1707 году Архангельск становится военным портом, и на Соломбальской верфи начинается военное кораблестроение для Балтийского флота.
В результате проведения в 1717—1719 годах реформы центральных органов государственного управления, систему приказов заменили коллегиями, подчиненными Сенату. В числе двенадцати коллегий, учрежденных в 1717 году, были Адмиралтейств- и Военная коллегии. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии стал генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
К 1722 году в Морском ведомстве состояли канцелярии и конторы, однако четкой организационно-штатной структуры эти органы управления не имели, и в них продолжал отражаться прежний характер приказов со всей неопределенностью их взаимоотношений.
В апреле 1722 года Петр I учредил «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи» и вторую часть «Регламента морского». В соответствии с этим все учреждения, подчиненные Адмиралтейств-коллегии, переименовывались в конторы. Среди учрежденных одиннадцати контор были Адмиралтейская, Обер-сарваерская (судостроение) и Цейхмейстерская (артиллерия).
Директор Адмиралтейской конторы заведовал всеми верфями, магазинами, строениями, снабжением и оснащением кораблей, а также строительством и ремонтом всех зданий и сооружений в военных портах. Он же наблюдал за рейдами и фарватерами. В ведении конторы наряду с другими чинами состояли «комиссары у разных работ и архитектор». Вместе с тем, система управления военными портами не была определена. Штаты портов отсутствовали, и по мере надобности назначались отдельные чины портовых контор, находящиеся в командировке от контор Адмиралтейств- коллегии. На постоянной основе в портах могли учреждаться свои конторы, среди которых всегда были контора над портом и адмиралтейская контора, осуществляющая береговое строительство.
   В Военную коллегию (Сухопутное ведомство), образованную в 1718 году, наряду с другими учреждениями вошла Канцелярия артиллерии и фортификации (переименованная позднее в Артиллерийскую контору), ведавшая строительством крепостей, в том числе приморских.
   Всего при Петре I построили и модернизировали 47 сухопутных и приморских крепостей и фортов. Проекты всех крепостей разрабатывались большей частью иностранными инженерами, но все они строго корректировались самим Петром.

Крепости у моря

 


   В 1722 году состоялось решение Военной коллегии об отделении инженеров от артиллерии и о назначении обер-директора над всеми сухопутными и приморскими крепостями с подчинением ему всех инженеров, инженерной и минерной рот. При генерал- директоре была учреждена Инженерная контора (с 1728 года — Особая фортификационная контора).
   В 1728 году Инженерное ведомство состояло из генерал-директора, Фортификационной конторы, начальников инженерных департаментов, инженеров, состоящих при крепостях и войсках, инженерного полка и минерной роты, инженерных школ, а также рабочих и мастеровых.
   В 1729 году при генерал-директоре генерале Б.К. Минихе, возглавлявшем Инженерное ведомство, вновь произошло слияние артиллерии и фортификации. Но это соединение не помешало каждому из ведомств действовать совершенно самостоятельно до 1742 года, когда вышел указ «об управлении инженерной частью вместе с артиллерией». С этого времени и до 1802 года Инженерное ведомство было соединено с артиллерией и входило в Артиллерийскую экспедицию Военной коллегии. Инженерные чины приморских крепостей подчинялись по гарнизонной службе командирам портов. В эти годы морские укрепления приморских крепостей (морские форты и батареи) обычно строило Морское ведомство.
   Построенные Петром I военные порты Кронштадт, Петербург, Ревель и Астрахань имели, как правило, в своем составе: рейды и гавани; адмиралтейство, осуществляющее
строительство, ремонт и снаряжение судов; арсеналы вооружения и боезапаса; магазины для хранения продовольственных и других запасов; казармы, госпитали, жилые дома для офицеров. Все это окружалось системой сухопутных и морских укреплений: шанцев, редутов, береговых батарей, отдельных фортов, расположенных на искусственных основаниях.
   Глубокое понимание интересов России, многогранная деятельность и исключительная энергия помогли Петру I решить проблему базирования Балтийского флота и Каспийской флотилии в исполинских по тому времени масштабах и настолько целесообразно, что все основное из созданного им сохранило значение до наших дней.
   При Петре I русский флот вышел на четвертое место в мире после английского, французского и турецкого.
   Боеготовность флота при преемниках Петра I стала снижаться, строительство замедлилось, а затем началось свертывание крупного кораблестроения. «Флот велели без специальных указов в море не выводить, хотя поддерживать в хорошей форме...». Строительство приморских крепостей и военных портов замедлилось, и они постепенно приходили в упадок.
Реформы 1730—1740 годов в царствование Анны Иоанновны несколько улучшили состояние флота. В августе 1732 года императрица Анна Иоанновна утвердила доклад Сената о введении новой структуры Адмиралтейств-коллегии. Утвержденный в декабре 1732 года новый штат предусматривал вместо одиннадцати контор, частично дублировавших друг друга, учреждение четырех экспедиций, в том числе Обер-сарваерской (вместо Адмиралтейской и Обер-сарваерской контор). Во главе этой экспедиции стоял генерал-интендант, который подчинялся Адмиралтейств-коллегии. Экспедиция ведала постройкой и ремонтом судов, охраной, разведением, заготовкой и доставкой корабельных лесов, наймом и распределением мастеровых, в том числе на строительные работы, а также строительством и ремонтом в Петербурге, Кронштадте и других портах зданий, корабельных и артиллерийских магазинов, мостов, маяков, каналов, доков, эллингов, мастерских, казарм, пристаней и других сооружений, установкой плавучего дока и даже золочением шпиля Главного Адмиралтейства в Петербурге.
В эти годы адмиралтейское управление сделало значительный шаг на пути к усовершенствованию. В портах каждая из четырех экспедиций имела своих чиновников, входящих в контору над портом.
Портовая деятельность в это время сосредоточилась в Петербурге (управление осуществлялось экспедициями Адмиралтейств-коллегии), Кронштадте, Ревеле, Астрахани, а также в Казанском, Тавровском и Брянском адмиралтействах. В двух последних с 1736 года, в связи с войной против Турции за выход к Черному морю, возобновилось кораблестроение для Азовской и Днепровской флотилий. В ходе войны, закончившейся в 1739 году, Россия получила только крепость Азов без права иметь на Черном и Азовском морях военный и торговый флот, и строительство судов для флотилий прекратилось.
В Архангельске в 1732 году в связи с возрождением судостроения и созданием в 1734 году Беломорской (Архангельской) флотилии для защиты Архангельска, несения маячной службы и оказания помощи таможне было восстановлено портовое управление.
В 1731 году перед Второй камчатской экспедицией под командованием В. Беринга Охотск объявляется портом. Там строятся эллинги и другие сооружения и здания, создается Охотская военная флотилия.
По восшествии на престол в 1741 году императрицы Елизаветы Петровны последовал указ о возвращении в управлении флотом к порядкам, установленным Петром I, что отрицательно сказалось на развитии флота. Реорганизация управления затянулась на 16 лет и только в 1757 году вместо экспедиций в Адмиралтейств-коллегии были восстановлены конторы. Строительством и ремонтом зданий и сооружений в военных портах и адмиралтействах вновь начала заведовать Адмиралтейская контора.
Портовое управление осталось почти неизменным по штатам 1732 года, когда были учреждены экспедиции.
В марте 1764 года императрица Екатерина II утвердила новые штаты Адмиралтейств-коллегии и подведомственных ей учреждений. В соответствии с новыми штатами вновь создавались экспедиции, в том числе Интендантская, которая разделялась на Интендантский и Экипажеский департаменты.
Интендантский департамент заведовал всеми верфями, судостроением, адмиралтейскими зданиями, корабельными рощами, а также береговым строительством в военных портах и адмиралтействах, а Экипажеский департамент — всеми магазинами для судостроения (конопатными, такелажными, парусными, провиантскими и другими) и «сбережением всех построенных судов».
Царствование Екатерины II (1762— 1796) ознаменовалось выходом России к Черному морю. В ходе двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787-1791 годов) были созданы Азовская (1769), Дунайская (1770) и Днепровская (1776) флотилии, а в 1783 году из кораблей Азовской и Днепровской флотилий — Черноморский флот. Для защиты Днепровско-Бугского лимана и подступов к Херсону и Кинбурну сформировали Лиманскую флотилию (упразднена в 1791 году).
После создания Черноморского флота именным указом в августе 1785 года были утверждены штаты Черноморского адмиралтейского управления, структура которого повторяла структуру Адмиралтейств-коллегии. Черноморское правление подчинялось князю Г. А. Потемкину и не зависело от Адмиралтейств-коллегии. Только в 1797 году, уже при императоре Павле I, Черноморский флот перешел в подчинение Адмиралтейств- коллегии.
Началось строительство на юге России военных портов и приморских крепостей. Первой кораблестроительной базой там стал в 1769 году Таганрог, где начали строиться военный порт и верфи и куда перевели работников упраздненного в 1770 году Тав- ровского адмиралтейства.
Основным центром южного кораблестроения с 1778 года становится Херсон, где под руководством генерал-цейхмейстера И.А. Ганнибала были возведены эллинги, другие здания и сооружения. Здесь же размещалось Главное управление Черноморского флота.
В 1783 году военный порт и адмиралтейство (позднее Старое адмиралтейство) учреждаются в Севастополе. Общее руководство строительством осуществляли командующий эскадрой Ф.Ф.Мекензи и его флаг- офицер Д.Н.Сенявин, а с 1792 года — командующий Черноморским флотом Ф.Ф.Ушаков. Работы велись «главным образом, силами флотских команд без всякой платы от казны и только с небольшим употреблением казенных материалов».
В 1789 году заложили военный порт и адмиралтейство в Николаеве, куда в 1796 году из Херсона перевели Главное Черноморское адмиралтейское правление. Одним из первых строителей в Николаеве стал инженер-бригадир М.Л.Фалеев.
В 1789 году развернулось строительство военного порта, крепости и города Одессы для базирования Черноморского гребного флота. Работами руководила Экспедиция строения гавани и города во главе с инженер- полковником Деволаном. Позднее Одесса превращается в торговый порт.
К 1792 году инженерно-строительные органы выполнили большой объем работ по созданию центров военного кораблестроения на Черном море.

Источник: Гангут. Сборник статей. Выпуск 22. СПБ, 2000 год.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить